Смертельные слезы крокодила

«Нас губит «крокодиловая» эпидемия» — подобные заголовки в последнее время все чаще мелькают в российской прессе...

«Нас губит «крокодиловая» эпидемия» — подобные заголовки в последнее время все чаще мелькают в российской прессе. Новый наркотик — дезоморфин, или триметилфентанил, который еще называют «крокодилом», — обсуждают и журналисты, и медики, и сотрудники наркоконтроля. Еще бы, ведь, по разным данным, только в 2010 году на этом зелье «сидело» от нескольких сотен тысяч до 1 миллиона россиян! Сложившуюся ситуацию иначе как критической не назовешь, учитывая, что у нас с Россией фактически общая граница. Хуже того, наши наркопотребители добрались до альфаметилфентанила, «белого китайца». Опиоид часто продают под видом «крокодила», но по силе воздействия на нервную систему он еще страшнее. А ведь еще лет 10 назад об этих наркотиках сотрудники милиции и не слышали.


Уроки «химии»


В Сибири и на Дальнем Востоке в 2002 году изобрели способ, как из обычных аптечных препаратов приготовить смесь, которая по воздействию на организм очень схожа с героином. По сути, кайф практически тот же, но вот цена в разы ниже. Правда, вместе со стоимостью наркотика снижается и продолжительность жизни того, кто его употребляет. На токсичном дезоморфине могут протянуть максимум 6 месяцев. Дальше — либо смерть (дезоморфинщики живут от нескольких месяцев до года), либо ампутация конечностей и инвалидность (в самом лучшем случае, если наркоман все–таки попадает к медикам и лечится). «Крокодил» — наркотик инъекционный, поэтому в местах уколов в скором времени кожа грубеет, покрывается чешуйками и становится грязно–зеленого цвета: отсюда и название. Российские эксперты говорят: лет 10 назад, еще не зная до конца о последствиях, на такую иглу «подсели» сотни молодых людей. Уже через несколько месяцев половина из них умерли — в основном от передозировки, ведь зачастую наркоманы даже не знали, чем кололись. Думали, в руках «крокодил», оказывалось — «белый китаец», которого для кайфа нужно в разы меньше. Разбавляли, вводили... и умирали от остановки сердца.


Со временем с «белым китайцем» сотрудники МВД столкнулись и у нас. Например, в 2008 году в Чериковском районе в одной из деревень задержали местных «химиков», изготавливавших синтетический героин. Продать партию те не успели, но уже тогда возник вопрос: как удалось купить необходимые вещества для кустарного производства наркотиков? Ведь в стране лет пять как альфаметилфентанил, триметилфентанил, дезоморфин внесены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих госконтролю. А значит, свободно купить подобные вещества в аптеках без рецепта врача невозможно. Видимо, необходимые «реагенты» завозились из–за границы, покупались по поддельным рецептам либо по сговору с самими же аптекарями?


— В 2006 году был перекрыт крупный канал сбыта «белого китайца», — восстанавливает хронологию событий заместитель начальника управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Василий Лосич. — Тогда по стране пошла волна передозировок этим наркотиком, было много смертей. Потом мы имели дело только с единичными случаями такого рода нарушений. «Крокодил»? Этот дешевый наркотик среди наших наркоманов, наверное, вообще не используется.


Умножай на 10


Впрочем, так это или нет, еще необходимо выяснить. Проблема в том, что дезоморфинщики обращаются за помощью к врачам очень редко: в основном они начинают колоться в притонах, там же и умирают. Ведь большинство, глядя на себя, понимают: доктор уже не поможет. Как утверждают медики, к ним чаще обращаются «бубочные» наркоманы — те, кто использует опиоид, приготовленный из маковых семян. «Бубки» — это суррогат опия, мак, смешанный с измельченной маковой соломкой, который вызывает страшную зависимость и постепенно приводит к гибели.


— Да, таких наркоманов на территории нашей страны больше всего, — не раз сталкивалась с ними в своей практике врач психиатр–нарколог Минского городского клинического наркологического диспансера Оксана Шелестович. — Что касается «крокодила» и «белого китайца», то такие опиоиды, к счастью, — в эпизодическом употреблении. Наверное, потому, что кодеинсодержащие лекарства у нас в аптеках без рецепта врача не купишь. Но уж если человек укололся этим наркотиком, то почти сразу наступает привыкание, физическое и психическое. Больного потом очень тяжело вернуть к нормальной жизни.


Врачи признают: наркоманов–«химиков», которые могут извлекать «дурман» практически из всего, что попадается под руку, становится все больше и больше. Порой, несмотря на запреты, исхитряются–таки купить в аптеках пару ампул необходимого препарата. Особенно это развито в России: частные аптеки, по сути, открыто торгуют смертью. Стоит ли опасаться нам? Во многом это зависит от сотрудников МВД: рейды, проверки, контроль. Плюс бдительность фармацевтов. И все же тревожно. Если сотрудники управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД и медики говорят, что в стране «крокодил» — пока гость редкий, это еще не значит, что так и есть. Ведь официальную статистику о наркоманах, признают и те и другие, нужно умножать минимум на 10...


Справка «СБ»


24 июня вступило в силу очередное постановление Министерства здравоохранения, согласно которому в перечень наркотических средств по инициативе МВД включены еще 8 психоактивных веществ.


Цифра «СБ»


По данным анонимного опроса, проведенного при содействии ООН несколько лет назад, каждая пятая семья в нашей стране сталкивалась с проблемой наркомании. Около 75% учащихся в Светлогорске заявили, что не осуждают тех, кто употребляет героин. Каждый третий школьник имеет знакомых–наркоманов, то есть находится в зоне риска. И только треть опрошенных считают употребление наркотиков недопустимым.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter