Чем заканчиваются дела браконьеров, промышляющих запрещенными орудиями?

Смертельная петля живодера

Даже фотографии и дневник преступлений не всегда помогают доказать вину так называемых «царей природы»

Даже фотографии и дневник преступлений не всегда помогают доказать вину так называемых «царей природы»


История эта началась со звонка нашего читателя из Минска Виктора Стрелковского. Сам охотник, он наткнулся в интернете на обсуждение стихов и фотографий, выложенных на странице в социальной сети другого коллеги по хобби. В поэтических упражнениях автор именовал себя не кем-нибудь, а… царем природы. А на фото — подвешенная на гвозде енотовидная собака, куница с железным крюком в пасти, привязанный металлической цепочкой к лавке ворон. «СГ» разбиралась в ситуации, заодно выяснив жуткие подробности охоты с петлями, которыми промышляет вовсе не один живодер. 

Кто в ответе за жестокость


Виктор Стрелковский объясняет мне, почему не мог оставаться равнодушным к увиденному, хотя сам занимается добычей зверя:

— Некоторые считают, что охота — кровавое дело, однако есть установленные правила. Нельзя издеваться над дикими животными! На фото видно, как чей-то пес буквально душит енотовидную собаку, привязанную к колышку. Всех этих зверей и птиц просто так не поймаешь. Возможно, охотник устанавливал петли, а это запрещено. Точно так же как и содержать диких обитателей леса в домашних условиях без специального разрешения. 

Напомним, около полутора лет назад в Уголовном кодексе появилась новая статья «Жестокое обращение с животными». Предусматривает наказание общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом. Уже есть прецеденты использования новой нормы. В одной из деревень Речицкого района 51-летний хозяин повесил свою собаку, причем беременную, на пустыре... В суде он объяснял, что Жучка повадилась таскать кур, вот и решил от нее избавиться. Отделался штрафом в 20 базовых величин. А недавно вынесли приговор минчанину, который отрезал голову домашнему щенку. Наказание более жесткое: полтора года лишения свободы в колонии общего режима и принудительное лечение от алкоголизма.

Вернемся к жителю поселка Лужесно Витебского района, тому, кто разместил жестокие кадры в сети. Фотографии в интернете, тем более без подписей, с юридической точки зрения — очень слабое доказательство вины, разъяснили в Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте. А проверка по фактам жестокого обращения с животными — в компетенции милиции. О полученной информации немедля сообщаю в отделение информации и общественных связей УВД Витебского облисполкома с просьбой ее проверить. Параллельно продолжаю и собственное расследование, связавшись с представителями витебского охотничьего сообщества. 

Что удалось узнать? Житель Лужесно оплачивает госпошлину на охоту в Городокском районе, где и занимается промыслом. Тем более там же, в глухой деревушке, практически на границе с Россией, у его семьи оставшийся по наследству деревенский дом. До райцентра от него около 70 километров, рассказали в Руднянском сельсовете. Мы связались с местными жителями. В частности, староста деревни Александр Кременский живет на другом конце деревни и знаком с охотником лишь шапочно. Говорит, никаких подозрительных трофеев на его подворье не замечал. Впрочем, это практически хутор, поблизости почти не осталось жилых домов. Зато диких животных очень много, буквально накануне, выходя за водой, жена старосты видела несколько косуль, которые человека не пугались. Еще одна местная жительница, Любовь Данилова, зимой замечала и волка, и других зверей.

Кадры мучений для вдохновения?


Между тем милиция не дремала — после ее вмешательства все компрометирующие кадры охотник со своей интернет-странички убрал. Заместитель начальника Витебского РУВД Андрей Абушкевич пояснил, что проверку проводили участковый инспектор милиции Сергей Лазуко и старший инспектор по разрешительной работе ООПП Витебского РОВД Александр Бурунов. Последний, в частности, проверил разрешение на хранение оружия. Все документы в порядке, диких животных на подворье не оказалось, поэтому милиционеры ограничились профилактической беседой. 

— Сергей Андреевич — охотник с большим стажем, местные жители характеризуют его только положительно, — добавил собеседник. 

— Откуда же тогда фотографии?

— Объяснил, что их сделали его друзья очень давно. 

И все-таки многие вопросы остались без ответа. В частности, зачем выкладывать изображения животных, которые явно испытывают муки, на всеобщее обозрение? Звоню самому охотнику. В начале разговора собеседник прикинулся несведущим, мол, о каких фотографиях речь, в соцсети есть изображения только собственных собак. Однако осознав, что я не шучу и скриншоты есть в распоряжении редакции, меняет тон. 

— Взял фото с российского сайта и выложил, на любых ресурсах для охотников и рыболовов такое найдете. Сейчас даже изображение лося убрал, не дай бог опять жалобу напишут, что я издеваюсь над животными. Кстати, енотовидная собака — не в Красной книге, на нее можно охотиться круглый год…

— Так все-таки эта енотовидная собака с российского сайта или вы сами ее поймали?

— Я охочусь только на рябчика и весной — на селезня, я «буржуй». Понимаете, когда смотришь, тогда вдохновляешься.

— То есть вас эти фотографии вдохновляют?

— Нет, меня вдохновляет только мое творчество. Я художник. Сейчас пишу картину «Проводы охотника», на ней 48 животных, мне нужно делать наброски, вот и копирую фото. А еще можно почитать мои стихи на форуме. Но эти лжеохотники меня так унизили, что не хочу больше быть поэтом, буду художником. После разговора с вами, может, и рябчиков стрелять перестану…

Верится ли вам, читатель, в такое объяснение? От комментариев воздержусь. Хотя еще об одном факте умолчать нельзя. После нашего разговора Сергей Андреевич нашел мою страницу в социальной сети, поставил на своем профиле главной фотографию себя в голом виде с тазиком на бедрах. И послал сообщение: «Алена только для ВАСССССССС обсуждайте меня горю желанием попасть в народ!!!!» (Орфография сохранена).

 Здесь уместно будет рассказать похожую историю, которая недавно завершилась в суде. В конце ноября прошлого года в Поставском районе задержали браконьера, жителя одной из приграничных деревень. Молодой человек до этого был «в разработке» госинспекторов несколько лет, однако уличить петельщика непросто. Почему? В отличие от ружья моток проволоки — не орудие охоты. Итак, попался фигурант на незаконной добыче двух косуль. Кроме того, у него дома госинспекторы обнаружили «Дневник браконьера». Детальные описания около 80 подобных преступлений вмещали четыре полуобщие тетради. Фигурант тогда показал, где установлены еще 14 петель и капкан. 

Чем же закончилось громкое дело? На суде обвиняемый начал утверждать, что все написанное в «Дневнике…» — выдумка, мол, он сочинял художественное произведение. Пресс-секретарь Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Ольга Громович пояснила, что приговор касался только его вины по эпизоду с косулями. Присудили возмещение ущерба, нанесенного природе, — 240 базовых величин, а также один год ограничения свободы и лишение права охоты на пять лет с принудительным лечением от алкоголизма. 

Выходят сухими из воды. Но не все


Очевидно, что после вмешательства газеты упомянутого охотника из Витебского района возьмут на заметку, причем и в Витебском, и в Городокском районах. Начальник Городокской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Василий Новиков на днях был в рейде в краях, где находится его дом, однако на месте хозяина не застал. Василий Васильевич уже несколько лет не сталкивался с петельщиками. Правда, два года назад довелось выручить из беды самку лося, которая попала задней ногой в капкан. Чудом зверь вырвался. Как правило, жертвы таких силков гибнут мучительной смертью, медленно задыхаясь в петлях. Кстати, был в практике городокских инспекторов случай, когда петельщика все же задержали — уроженца Витебска, живущего в Халипах Городокского района. Попалась и погибла косуля с двумя эмбрионами. Приговорили за это к лишению свободы на два года, но условно. Компенсация за погибшее животное на то время составила 6 миллионов 300 тысяч рублей.

Впрочем, в целом по стране случаи с использованием браконьерами петель, к сожалению, не ушли в прошлое. На днях госинспекторы Минской межрайонной инспекции сняли две петли вблизи деревни Семков Городок Минского района. Стояли они довольно высоко и, видимо, были рассчитаны на лося. Прочный металлический трос вряд ли оставил бы попавшимся животным шанс на спасение.

А вот история краснокнижного барсука, оказавшегося недавно в ловушке нелегала неподалеку от Гродно, закончилась счастливо. Полузадушенного в проволочной петле зверя вовремя обнаружила группа школьников. Возможно, браконьеров интересовал барсучий жир, который славится целебными свойствами. Чтобы вызволить пушистого обитателя леса, на время его усыпили, а затем организовали десятидневный курс реабилитации и лечения в Гродненском зоопарке. Оклемавшегося представителя редкого вида выпустили на волю. А тот неизвестный, что соорудил смертельную удавку для животного, остается безнаказанным…

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter