Смерть и девы

Детектив ««Восем закаханых жанчын» пополнил афишу театра им. Я.Коласа в Витебске

Премьера “Восем закаханых жанчын” В Витебске заставила зрителя посочувствовать французским аристократам

Ограниченное пространство загородного дома, затхлая атмосфера морального упадка, кем-то срезанный телефонный провод, труп в спальне — у премьеры Национального академического драматического театра им. Я. Коласа “Восем закаханых жанчын” по пьесе французского драматурга Робера Тома в постановке режиссера Владимира Савицкого есть все составляющие для того, чтобы продержать в напряжении зрителя все два часа. Прибавьте к этому чуткий актерский ансамбль, где каждый исполнитель не заглушает другого, а наоборот, подталкивает: давай, покажи им! Да, есть еще порох... 

Витебские актрисы играют француженок легко, иронично, с оттенком легкой аристократической обреченности
Фото представлено пресс-службой театра


Витебские актрисы играют француженок легко, иронично, с оттенком легкой аристократической обреченности. Каждая из героинь Робера Тома в этой истории в какой-то момент внутренне надломилась: что-то в определенный момент не получилось в семье и доме. Душами разговаривать, как мечтал главный герой в “Белых Росах”, не получается. Близкий человек в какой-то момент стал отдаляться. Злато и достаток вытеснили из шкалы ценностей любовь и нежность. 

Утешение каждая из обитательниц этого хлопотливого и суетного дома нашла как сумела: кто-то в объятиях делового партнера мужа, кто-то в утомительном накопительстве, кто-то в бутылочке с горячительным. Даже наивная, на первый взгляд, служанка себя здесь не обидела.

Тема денег в спектакле основная. Драматурга явно увлекает эта тема, он искренне желает проследить, как проценты, вклады, долги вытесняют из человека личность духовно свободную и превращают его в раба собственного кошелька или банковского счета. Если вспомнить, что первым делом драматург потребовал гонорар у режиссера Аллы Суриковой, когда она привезла ему в Париж кассету со своим фильмом “Ищите женщину”, поставленный по его пьесе, то понимаешь, что тема денег для Робера Тома — тема глубоко личная. (Что поделаешь, если до определенного периода авторские права глубоко чуждых “буржуазных” авторов в Советском Союзе действительно никто не соблюдал.)

Все актрисы в премьере у режиссера Савицкого (кто забыл — мастера столичного, амбициозного, главного режиссера Белорусского республиканского театра юного зрителя) хороши, но особо выделяются Татьяна Лихачева, Тамара Скворцова и Ирина Тишкевич. Татьяна Лихачева купается в роли самодостаточной и ироничной Габи, роковой женщины, волевой хозяйки дома, чуткой к комплиментам и не чуждой маленьких женских радостей. 

Тамара Скворцова в роли тещи и бабушки Мами — образец здравого смысла и жизнелюбия. Даже еще маленькие пороки и время от времени мелькающая фляжечка  выглядят симпатично. Мами всегда зрит в корень, а ее привязанность к ценным бумагам, которые она, по словам домашних, хранит под подушкой, можно понять и простить. Тамара Скворцова вновь блистает на сцене. Если ее Бабушка в спектакле “Похороните меня за плинтусом” несла на себе груз некоей патологии, то в этой роли можно наконец-таки сбросить этот груз с плеч, вдоволь покуражиться и покуролесить. Что Тамара Владимировна вместе с коллегами с наслаждением и делает. Пьеретта у Ирины Тишкевич — женщина со стальными нервами и такой же железной волей. С каким наслаждением несколько раз она бросает одной из героинь: “Шлюха! Шлюха”. От этого напора вжимаешься в кресло. Пьеретта скора на суд, за словом в карман не лезет. Но вот от такой Пьеретты до бой-бабы на каком-нибудь парижском рынке — один шаг.

Немало “скелетов в шкафу” обнаружат героини. Пьеса так устроена: в ней много неожиданных открытий, психологических ловушек и эмоциональных перевертышей. Зрителю всегда не хватает таких понятных историй с яркими характерами, да еще с детективной составляющей. Конечно, “Восем закаханых жанчын” — не “новое слово”, не претендует премьера и на то, чтобы считаться попыткой поиска нового театрального языка или называться экспериментом. Но оказывается, когда все в спектакле находится на своих местах и срабатывает в нужный момент — это способно доставить яркое эстетическое удовольствие.

Остроумному и наблюдательному перу Робера Тома принадлежат знаменитые и любимые советскими и постсоветскими зрителями детективы. Кроме “Ищите женщину” (сценарий Светланы Володиной был написан по его пьесе “Попугаиха и цыпленок”), еще  и пьеса “Ловушка”. Многие помнят фильм “Ловушка для одинокого мужчины” режиссера Алексея Коренева.

У  истории про восемь женщин и одного покойника под одной крышей тоже счастливая судьба. Пьеса “Восемь любящих женщин” долгие годы не сходит со сцены различных театров, в столицах и провинции. Во-первых, потому что это, что называется, “хорошо сделанная пьеса”, во-вторых, здесь есть восемь сочных и живых женских ролей (а ролей актрисам в театрах всегда не хватает). 

В-третьих, зритель любит детективные истории с интригой. 

Пьесу Тома в свое время даже экранизировал экстравагантный французский режиссер Франсуа Озон. В его фильме солируют звезды первой величины французского кино разных поколений: Фанни Ардан, Катрин Денёв, Изабель Юппер, Эммануэль Беар... Именно за актерский ансамбль фильм был удостоен Серебряного медведя на кинофестивале в Берлине. Режиссеру было любопытно из чисто “спортивного интереса” собрать звезд такого калибра на своей площадке и посмотреть, что получится. Получился фильм-аттракцион — ни уму ни сердцу, как и многие фильмы формалиста Озона. Дитя постмодернизма, он, безусловно, и в этом детективе больше увлекся внешней стороной картины, не заботясь об эмоциональном наполнении экранной жизни образов.

“8 женщин” Озона выглядели больше как ироничный оммаж, стильный привет всей богатой детективной французской традиции, чем самостоятельная история. А уж когда героини вдруг стали петь в кадре и оказалось, что ко всем своим достоинствам “8 женщин” еще и мюзикл, Франсуа Озона вежливо погладили по головке: “Хороший мальчик, но больше мюзиклов не снимай”. 

В спектакле Владимира Савицкого не пытаются класть все яйца в разные корзины, здесь не разбрасываются эмоциями. Все работает на главную интригу. Это целостная и законченная постановка с хорошим вкусом. Пусть даже чересчур эмоциональные хореографические миниатюры несколько выпадают из общей структуры и выглядят вставными номерами (особенно зажигательный танец артиста Юрия Цвирко), но и их вполне можно прочесть как мечты героинь о сильном мужском плече, как их робкие фантазии о личном счастье. Так что с ними смиряешься.

Тем более что драматический финал истории оставляет зрителя один на один со своими мыслями и напрочь нейтрализует появляющуюся во втором действии благодушную атмосферу водевиля. Он как бы переводит весь смех и танцы в поле серьезной психологической драмы. 

Получается, что весь разговор затевался для того, чтобы вновь напомнить зрителю, что нужно беречь своих близких и стараться не обижать их — ни словом, ни делом, ни кошельком. Благородная задача, решенная опытной витебской труппой под предводительством минского мастера без единого промаха. 

В тему

Все действие фильма “Ищите женщину” Аллы Суриковой происходит в одном павильоне “Мосфильма”. Однако в киноленте присутствует и Париж: это кадры, снятые из окна автомобиля любительской камерой режиссером Георгием Данелия, двоюродным братом актрисы Софико Чиаурели, исполнившей роль Алисы Постик в картине.

Кстати

Вчера в театре им. Я. Коласа прошла премьера комедии “Смешные люди” по одноактным комедиям Антона Чехова в постановке российского режиссера Юрия Пахомова.

pepel@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...