Лукашенко о создании белорусских комбайнов: сегодня имеем всю линейку сельскохозяйственной техники

Смелые решения дают результат

25 лет назад вопреки прогнозам скептиков Президент принял историческое решение о начале производства в стране зерноуборочной сельхозтехники. О том, правильным ли оно было, каковы успехи сегодня в этой сфере, повлияла ли на нее пандемия и так ли страшны для нас санкции, говорили во время рабочей поездки Главы государства в Логойский район

Буквально вся рабочая поездка Президента в Логойский район Минской области была пронизана символизмом. Ведь четверть века назад было принято поистине судьбоносное решение о развитии в Беларуси зерноуборочного комбайностроения. Для Александра Лукашенко это не просто смелый шаг, но и глубоко личный момент. В августе 1996 года ему показали первый опытный образец КЗР-10 «Полесье-Ротор». Теперь же в стране создана целая линейка современной техники. Одна из новинок — комбайн, который благодаря искусственному интеллекту может ехать сам. С новыми моделями машин Александр Лукашенко ознакомился вчера на полях сельхозкомплекса «Острошицы». Работой большого коллектива «Гомсельмаша» остался доволен.


Президент Беларуси Александр Лукашенко: 

— Я мечтал о том, что мы начнем делать свои комбайны. И вот — мечта сбылась…

Важный этап 

Символичность нынешнего мероприятия не только в том, что 25 лет назад увидел свет первый белорусский зерноуборочный комбайн. Ведь на кону тогда стояла, без всякого преувеличения, продовольственная безопасность страны. 

— Мы хорошо помним, когда людям кушать нечего было, людей надо было накормить. А без хлеба как? Случилось так, что какой-то хлеб в поле был, а убирать его было нечем. И вот тогда принимались серьезные решения в плане того, чем убирать хлеб, — пояснил Александр Лукашенко. 

Как всякое важное решение, далось оно непросто. Были дискуссии, споры, непонимания, звучало немало критики. Противники производства считали, что технику нужно закупать в Германии, упоминали времена Горбачева, когда, дескать, комбайн «Дон-1500» делали десять лет. Но вопреки всем препятствиям белорусские специалисты в кратчайшие сроки выпустили первый комбайн. Александр Лукашенко называет это не иначе как подвигом с их стороны:
— Мы тогда спасли урожай. И это дало нам возможность подойти к созданию совершенно новых комбайнов, которые сегодня уже конкурируют с немецкими. Мы имеем всю линейку сельскохозяйственной техники.
Газета «Голас Веткаўшчыны» нашла в архиве ту самую публикацию, в которой описывается, как 25 лет назад Александр Лукашенко лично ознакомился с работой систем первого белорусского комбайна.

Об ответственности

Но даже самая оснащенная техника оказывается бесполезной, когда в дело вступает безалаберность и недисциплинированность. Президент жестко упрекает чиновников в бездействии:

— Мы потеряли минимум полмиллиона тонн зерновых в этом году… А это деньги, затраты.

Президент требует наведения порядка повсюду, чтобы не получалось так, что к приезду Главы государства в одном из хозяйств наводят порядок, а рядом, в соседнем, — разруха. Ведь везде живут люди, и они хотят жить достойно. Что же касается потерь, отраженных в отчетах Комитета госконтроля, прощать такое Глава государства не намерен:

— Если вы думаете, что все будет сходить с рук, то вы просто заблуждаетесь.

Перспективное производство

Генеральный директор «Гомсельмаша» Александр Новиков доложил ­Президенту о результатах работы предприятия. За прошлый год экспорт вырос почти на четверть, рентабельность продаж — на 6,7 процента.

— У нас до середины следующего года уже сформирован пакет заказов. Рассчитываем, что в ближайшее время сформируем весь 2022 год, — отчитался Александр Новиков.

Президента особо интересовали характеристики новых комбайнов. Он также спросил, нравится ли крестьянам новинка от «Гомсельмаша» — зерноуборочный комплекс GS2124, оснащенный всеми современными опциями.

— Новые технологии позволяют увеличить производительность комбайна на 15—20 процентов. Механизатор меньше устает, часть работы за него делает техника, — ответил генеральный директор.

Еще одна наболевшая тема — пандемия. Как она отразилась на предприятии?

— Можно сказать, что помогла, потому что сформировался дефицит техники, — рассказал Александр Новиков. — Но есть и некоторые сложности. К примеру, цепочки поставок различных комплектующих удлинились, из-за этого были определенные сбои в работе конвейера.

Зачем чужое, если есть свое

Президент также поинтересовался, есть ли проблемы из-за европейских санкций. Генеральный директор признался, что есть вопросы по сложной гидравлике и интегральным микросхемам.

— Так надо браться за эту работу! — указал Александр Лукашенко. — Сколько можно об этом говорить. Надо уходить и делать свои интегральные узлы и агрегаты. Надо напрягаться сейчас. Ну да, плохо, санкции. Но импортозамещением надо заниматься.

К слову, заменять иностранные детали на белорусские для «Гомсельмаша» задача не новая. Александр Новиков проинформировал, что за 11 лет только за счет изготовления редукторов для техники было сэкономлено 125 миллионов долларов.

— Это надо делать. А то мы железо сделаем, а умные узлы — гидравлика, электроника — покупаем на Западе. Надо самим это делать, — подчеркнул Президент. 

Чудо-техника

Первым в линейке представленной техники стоял тот самый КЗР-10 «Полесье-Ротор», с которого все начиналось. Александр Лукашенко ненадолго задержался у этого образца. Нахлынули воспоминания:

— Четверть века прошло… Я исходил из того, что чем-то надо убирать. Но не это главное. Главное, что мы начинали делать свои зерноуборочные комбайны. И коль вы не могли тогда ничего лучшего быстро сделать, остановились на этом. 

По сути дела, был обычный трактор, на который навесили жатку, молотильное оборудование. Эксперимент удался. Комбайн получился неплохим и бюджетным, убирал без потерь и был не хуже аналогов из тогдашней ГДР, отметил Александр Лукашенко:

— Я на них работал в свое время и увидел, что он (белорусский комбайн. — Прим. ред.) убирает не хуже. Поэтому было принято такое решение. Я понимал, что мы научимся это делать. Надо было начинать. 
Все мы можем сделать, особенно сейчас. Мир взаимозависимый. Сегодня не умеешь делать — завтра научишься: где-то купил, что-то скопировал, улучшил… 
Год за годом «Гомсельмаш» набирал обороты, выводил на рынок все более технологичные машины. И сегодня с его конвейера сходят суперсовременные комбайны, оснащенные в том числе искусственным интеллектом. Механизатору не нужно держать штурвал, только следить за качеством уборки. Есть и комбайн на полугусеничном ходу. Рядом — новые посевные агрегаты от холдинга «Амкодор» и ОАО «Лидагропроммаш», входящего в холдинг «Гомсельмаш». Механизаторы отзываются о них так: простые и надежные. 

Президент же некоторые из представленных вчера экземпляров назвал чудо-техникой и заметил, что «Гомсельмаш» за эти годы стал другим и люди другие — на голову выше:

— По всему миру поставляем технику. И в оборонке пришлось много чего делать. Но это (комбайностроение. — Прим. ред.) не легче. 

Что же касается «Полесья-Ротор», то его пора уже выводить из оборота и ставить на постамент, в музей, считает Александр Лукашенко. И добавляет:

— А так посмотришь — красивый, не скажешь, что древний.

По ходу дела Президент спрашивал и о ходе уборочной кампании в Минской области. Председатель облисполкома Александр Турчин доложил, что в этом году в регионе рассчитывают собрать не менее 400 тысяч тонн кукурузы. С учетом этого Минщина способна пре­одолеть рубеж в два миллиона тонн зерновых. 

Обменялись подарками

В честь юбилейной даты Президент вручил генеральному конструктору научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергею Федоровичу подарок. Машиностроители в долгу не остались и передали в дар Президенту мини-версию первого зерноуборочного комплекса белорусского производства. Сергей Федорович рассказал журналистам, что эта модель в свое время хоть и была нетрадиционной по своей компоновке, но имела очень важное значение для страны:

— Это был период, когда комбайнов остро не хватало. Мы тогда смогли создать комбайн для любого кошелька и любой урожайности.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Федорович, генеральный конструктор ОАО «Гомсельмаш»:

— Решение о создании отечественного зерноуборочного машиностроения — историческое. Мы выпускаем машины восьми классов, в основном работаем на экспорт. Наша последняя новинка — машина с системой автоматического вождения. Интеллектуальное зрение (две специальные видеокамеры) позволяет с точностью до 19 сантиметров вести комбайн по кромке поля. Механизатору остается только следить за качеством уборки. Думаю, что полностью комбайн никогда не станет беспилотным. Мы видим, что сегодня даже техника, которая стоит под миллион долларов, не способна на это. Потому что когда, к примеру, комбайн попадает на полеглый хлеб — его инновации уже не имеют значения. Но мы работаем над тем, чтобы максимально упростить работу механизатора и переложить все возможные процессы на технику.

Петр Пархомчик, министр промышленности:

— Сегодня в Беларуси работает более 7 тысяч комбайнов. По нашим расчетам, практически каждый год надо обновлять 600—650 комбайнов. В этом году мы уже поставили для предприятий 350 комбайнов. До конца года тот норматив, который требуется сельскому хозяйству, постараемся выполнить. Белорусским предприятиям поставляется 25—30 процентов из всех производимых в стране комбайнов. Остальная техника идет на экспорт, основные рынки сбыта — Россия, Казахстан, Украина.

ФАКТ

Сегодня в модельном ряду серийно выпускаемых зерноуборочных машин «Гомсельмаша» 11 моделей и 75 их модификаций, еще 7 моделей находится в стадии разработки или освоения производства. 


Сладкий сюрприз

Во время рабочей поездки в Логойский район Президент упомянул о своем приусадебном участке, на котором он не просто выращивает те или иные культуры, а экспериментирует, лично проверяет наработки белорусских ученых. Это касается и арбузов.

— Арбузы — это не потому, что пиар какой-то. Это эксперименты, — пояснил Александр Лукашенко. — Я начинал с одного голландского сорта. Вчера мы собирали пять сортов. Мне прежде принесли, на кухню поставили кусочки, пять сортов этих арбузов. Я определил два лучших. Белорусский уже неплохой. И когда-то, когда начал этим заниматься, сказал: придет время, мы будем это возделывать. Сегодня вообще ничем не отличается наш арбуз от того, что мне Эмомали Шарипович Рахмон (президент Таджикистана. — Прим. ред.) прислал. И специалисты говорят, что это даже полезнее для нас.

Такой же подход у Президента в отношении других культур, например, новых сортов картофеля.

— Картофель, который наши ученые делают — семена (суперэлиту я высеваю), — он даже по вкусу другой. Во-первых, он чистый, в первый раз высевается, еще не набрал всякой заразы, по технологии правильно возделывается. И вот таким образом я наблюдаю, что ученые дают производителям. Точно так рапс, травы...

Александр Лукашенко отметил, что на его небольшой ферме самое лучшее и чистое молоко:

— То есть я экспериментирую, смотрю, что надо. Потому что кормить людей — это вопрос номер один.


Кстати, урожай арбузов в этом году на президентском подворье получился отменный. Партию сладкой ягоды Глава государства вчера передал мальчикам и девочкам с COVID-19 в детскую инфекционную больницу Минска. Тамара Лисицкая, заместитель главного врача клиники, рассказала, что сейчас в учреждении 60 детей, которые болеют коронавирусной инфекцией:

— Думаю, такой замечательный подарок в виде солнечных арбузов доставит им не только удовольствие, но и принесет пользу, в том числе как витаминный продукт. Особенно приятно, что в этот солнечный день Александр Григорьевич вспомнил о своем посещении больницы. Он был у нас зимним хмурым днем 25 декабря. Приятно получить такой подарок. Думаю, детям он доставит несказанную радость.

По традиции согласно распоряжению Главы государства весь урожай пойдет на угощение — в детские дома и пожилым людям. 

Лукашенко совершает рабочую поездку в Минскую область

Лукашенко: выращивание арбузов – это не пиар какой-то

Президенту подарили модель первого белорусского комбайна
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter