Источник: Знамя юности
Знамя юности

Проректор ВГУ Евгений Аршанский – о том, как симбиоз вузовской науки, практики и бизнеса помогает воплотить идею «сильных регионов»

Смелые идеи, сильные регионы


Миру известно немало примеров, когда университеты становились драйверами развития городов и даже целых регионов. Ничего удивительного! Любознательные, стремящиеся к знаниям молодые люди есть. Мудрые преподаватели, жаждущие передать накопленный научный опыт, имеются. В лаборатории – оборудование по последнему слову техники. Да и предприятия, готовые заплатить за ноу-хау, которые принесут прибыль, поблизости. О том, как симбиоз вузовской науки, практики и бизнеса помогает воплотить идею сильных регионов, рассказал проректор по научной работе Витебского государственного университета имени П. М. Машерова Евгений Аршанский.

– Принято считать: научные открытия легче делать, будучи сотрудником крупного столичного центра. Мол, там и оборудование лучше, и идеи прямо в воздухе летают. Вы согласны с таким утверждением?

– С этим трудно согласиться. Значительные результаты достигаются там, где сосредоточены научные умы и созданы благоприятные условия для эффективной работы. Поэтому столичное расположение не является залогом успешности научного центра. Наш университет обладает высоким научно-техническим потенциалом, современной научно-исследовательской базой, новейшим оборудованием, которое позволяет проводить комплексные исследования по различным направлениям. У ВГУ имени П. М. Машерова – статус научной организации. В 2020 году университет занесен на Республиканскую доску Почета как победитель соревнования среди научных организаций. Как справедливо замечает наш ректор Валентина Богатырева: «Самое главное, что есть в любо­м деле, – это люди!» У нас 15 научных школ, которыми руководят известные ученые. А талантливой молодежи предоставляется возмож­ность пройти обучение в аспирантуре, работает совет по защите кандидатских диссертаций, недавно открылась докторантура. 

– В Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы представлен алгоритм трансформации территорий страны в сильные регионы. Среди пунктов документа – укреп­ление партнерства учреждений образования с научными организациями, создание научно-производственных кластеров с участием ведущих университетов. Есть ли уже конкретные шаги в их реализации?

– Мы тесно сотрудничаем с Национальной академией наук, в частности, с научно-практическими центрами по материаловедению, биоресурсам, геологии, институтами радиобиологии, истории, философии, Центром исследований белорусской культуры, языка и литературы. Работаем и над созданием кластеров с другими высшими учебными заведениями, а также предприятиями. К примеру, на факультете матема­тики и информационных технологий IT-компании, резиденты Парка вы­соких технологий, открыли около десятка лабораторий – компьютерных технологий, искусственного интеллекта, виртуаль­ной и дополненной реальности, робототехники, интернета вещей и киберфизических систем. Специалисты высочайшего класса проводят в них стажировки, тренинги и мастер-классы для студентов. Университет входит в состав медико-фармацевтического кластера «Союз «Медицина и фармацевтика» – инновационные проекты».

Наука – это интересно!

– По каким направлениям ведутся исследования?

– Спектр очень широк. Например, математическое моделирование, которое позволяет проанализировать любые реальные объекты или процессы, не проводя дорогостоящих и трудоемких натурных экспериментов. Наши ученые умеют моделировать любой человеческий орган для того, чтобы медики могли спрогнозировать эффективность его лечения. В университете проводятся исследования в облас­ти биохимии, экологии, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мы предложили методики по использованию в качестве модельных организмов для биотестирования легочных пресноводных моллюсков – это позволит отказаться от экспериментов на мышах и крысах. Кроме того, ученые вуза занимаются исследованиями в области языка и литературы, истории, психологии, визуаль­ных искусств, физической культуры и здорового образа жизни. Несмотря на то что ВГУ имени П. М. Машерова развивается как классический университет, у нас активно выполняются исследования по педагогике, методикам предметного обучения. Например, Алексей Белохвостов занимается проблемами информатизации химического образования.

– Самое перспективное в вузовской науке – это междисциплинарный подхо­д…

– Границы между науками становятся все менее четкими. Наибольший интерес у учены­х университета вызывают междисциплинарные направ­ления исследований: математическое моделирование – медицина – электроника, фармация – компьютерные технологии, экономика – электроника – программирование, спорт – компьютерные технологии, биофармакология, биоинформатика, медицинская робототехника. К исследованиям активно подключаются молодые ученые. Например, в каталог инновационных разработок ВГУ имени П. М. Машерова 2021 года вошли шесть проектов аспиранта Дмитрия Довгулевича. Среди них – термовоздушная паяльная станция с микропроцессорным управлением, система дистанционного мони­то­ринга состояния пациентов. Дмитрий вместе с Александром и Диа­ной Шидловскими разработал автоматизированную систему, которая позволяет прогнозировать урожайность растений. А помогает в этом самообучающийся искусственный интел­лект.

Так совершаются открытия

– Какие разработки молодых ученых уже внедрены в производство?

– Большинство научных разра­боток ВГУ носят практико-ориен­тированный характер. К примеру, препо­даватель-стажер Наталья Фомичева, аспирантка Екатерина Чернявская и магистрантка Юлия Прошко предложили для предприятий фармакологии и косметологии экстракты из листьев дикорастущих растений, содержащие биологически активные вещества. За это ноу-хау авторы в 2021 году удостоены звания лауреатов премии Витебского облисполкома талантливым молодым ученым и специалистам. Такой же диплом получил и аспирант Николай Тишутин. Его разработки позволяют оценить функциональное состояние организма и уже используются в Витебском областном диспансере спортивной медицины, Витебской государственной академии ветеринарной медицины, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва. 

Наталья Фомичева исследует дикорастущие растения Белорусского Поозерья

– Как пробудить у студентов интерес к науке? 

– Здесь важны поэтапность и преемственность. Приглашаем ребят записываться в научные кружки, го­товить исследовательские работы, публиковать результаты своего труда, участвовать в олимпиадах и конференциях. За каждым одаренным студентом закрепляем куратора. А талантов у нас много! В этом году в университет пришли 63 первокурс­ника, которые окончили школу с медалью. После завершения учебы самы­м способным предлагаем про­должить обучение в магистратуре, а затем и в аспирантуре. Оценить систему поддержки молодежи на пути в нау­ку мне довелось на личном опыте: сам когда-то окончил ВГУ имени П. М. Машерова. Убежден, что результат в научной работе, как и в любом деле, дости­гается лишь тогда, когда находятся люди, которые стремятся к нему, и созданы условия, позволяющие его добиться. В нашем универ­ситете есть и то и друго­е. 

uradova@sb.by

Фото предоставлены ВГУ имени П. М. Машерова
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter