Чем может быть полезен мировым звездам наш «Лістапад»

«Смелее приглашайте Бреда Питта»

Какие штампы губят Голливуд
Какие штампы губят Голливуд

Чем может быть полезен мировым звездам наш «Лістапад»

И почему  румынка Флорентина ЧУВЕРКА увлеклась белорусской культурой 

«ЛІСТАПАД-2014» ушел в прошлое, но о нем зарубежные гости немало расскажут своим соотечественникам по возвращении на родину. В судейской мантии в этом году в числе пяти членов жюри основного конкурса, присудившего Гран-при украинской киноленте «Племя», побывала киножурналист, кинокритик, создатель и редактор первого румынского интернет-издания, удостоенного награды Румынской ассоциации кинокритиков, специалист по связям с общественностью международных кинофестивалей в Трансильвании и форумов NexT, Les Films de Cannes в Бухаресте Флорентина ЧУВЕРКА. В эксклюзивном интервью «СГ» она поделилась своими впечатлениями о «Лістападе-2014» и рассказала, чем живет современная киноиндустрия. 

— Флорентина, вы как журналист освещали события кинофестивалей в Канне, Венеции, Берлине, Риме. Что скажете о «Лістападзе»? 

— Очень тяжело сравнивать какие-то международные фестивали с фестивалями в Каннах, Венеции, Берлине. Минский прошел на достаточно высоком уровне, и я считаю его перспективным. Программный директор Игорь Сукманов подбирает очень хорошие картины, это бесспорно. Меня больше всего заинтересовал «Лістапад» тем, что здесь представлены киноленты стран постсоветского пространства, и даже Китая. Я буду рекомендовать посетить его своим коллегам. Чаще всего ездишь по фестивалям, где общаешься с людьми из Западной Европы, знакомишься с их фильмами, а здесь все же уникальная возможность увидеть вместе картины и Запада, и Востока. 

— В этом году в Минск приезжала голливудская звезда Арманд Ассанте. В Каннах, к примеру, такие личности как Катрин Денев, Бред Питт, Шон Пенн совсем не новость. Можем ли и мы чем-то их заинтересовать? 

— Признаюсь, по информации, которую мы получаем в западной прессе и просто извне, создается впечатление, что Россия и Беларусь — закрытые страны. Но когда приезжаешь к вам, понимаешь, что это совсем не так. Удивляешься, насколько здесь хорошие люди, насколько чисто вокруг! На Каннский фестиваль люди просто обязаны ездить, чтобы продавать свои фильмы. Думаю, если бы звездам предложили посетить «Лістапад», приехали бы. Здесь ведь можно тоже работать, продавать произведения, тем самым расширять пространство. Только информации об этом форуме мало…

— Насколько высок общий уровень игрового кино, представленного на форуме?

— Очень хорошие профессиональные фильмы. В каждом из них есть что-то особенное, вторая часть конкурса была сильной, я с нетерпением ждала просмотра фильма-победителя «Племя», до фестиваля была о нем наслышана. Еще посмотрела фильм белорусского режиссера «Хард Ребут». Правда, он демонстрировался без субтитров, смогла понять только первые 45 минут. Но дух картины прочувствовала, мне она понравилась. 

— Голливуд зарабатывает на кинопрокате. «Беларусьфильм» делает ставку на продажу премьерных прав на телевизионные показы. А как зарабатывают в Румынии, что представляет собой ваша киноиндустрия? 

— В Румынии кинопрокат представлен в основном американскими фильмами. И 90 процентов всех вырученных денег идет в… США. Прибыль, которую получает румынский кинематограф, совсем небольшая. Наши фильмы не рассчитаны на большую аудиторию, это арт-хаус, который производится для замкнутого круга людей. Самое важное, что они успешны и популярны на фестивалях. Румынское кино поддерживается правительством, но оно напрямую не финансирует его. Например, продаются билеты в кинотеатры, и тогда часть вырученных денег идет в национальный центр кинематографии. Либо на поддержку индустрии отчисляется сумма, вырученная от рекламы. Есть немалое количество источников. Потом деньги из фонда идут на конкурс, в котором принимают участие различные сценарии.

— В нашей стране чаще прибегают к тому, чтобы производить фильмы совместно с партнерами, киностудиями. Особенно это касается фестивального кино…

— И нашим режиссерам стопроцентно из бюджета фильм не финансируется. Продюсер занимается поиском средств. Это могут быть программы ЕС, EURIMAGES, MEDIA Programme, но и они тоже не закрывают все расходы, дополнительные источники обычно ищут у частных лиц. Также есть совместное производство с другими странами. 

— Гендиректор национальной киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович считает, что в небольших государствах фестивальный фильм экономически неэффективен, так как предназначен не для широкой публики… 

— Все-таки кино снимают так, как его чувствуют. Не редкость, когда некоторые картины, которые снимались для кинофестиваля, становятся популярными среди аудитории. Показательные тому примеры — фильмы «4 месяца, 3 недели и 2 дня», «За холмами», с успехом прошедшие в 2007-м и в 2012 годах в Каннах. Нужно просто позволить режиссерам сделать хороший фильм, и он будет обречен на успех, хотя бывают и неудачи. 

— Может ли европейский кинематограф всерьез конкурировать с Голливудом?

— Сегодня европейские фильмы становятся все популярнее в ЕС. Но конкурировать с Голливудом в части создания блокбастеров невозможно. Правда, я считаю, в некотором роде он сейчас в застое. Каждый год там производят одни и те же вещи. У руководителей съемочных студий есть определенный набор штампов, которых они строго придерживаются. Это неправильно, и однажды схема по зарабатыванию денег «надо делать очередной такой фильм, чтобы достичь целевой аудитории» начнет буксовать. Проблема отчасти и в том, что в Голливуде не дают молодым талантам развиваться, и они уходят из системы основных киностудий. За последние годы Голливуд производит только римейки, а молодые хотят снимать собственные фильмы. Наверное, там стоит пойти по примеру 60-х, когда в американский кинематограф пришли Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола — они стояли у истоков независимого кино и дали толчок развитию Голливуда. 

— Вы удостоены румынской награды кинокритиков. За что?

— Я — редактор сайта Filmreporter.ro, в котором рассказывается о современной кинематографии Румынии и других стран. Сайт довольно популярен, но стал еще известнее после одного случая. В 2007-м я расследовала случаи коррупции в национальном центре кинематографии Румынии и опубликовала на своем сайте документы, которые это подтверждали. Был большой общественный резонанс, а руководитель центра оставил свой пост.

В киноискусстве я все же больше журналист, нежели критик. Критики делают только обзоры, а журналисты делают больше и пишут дополнительно о каких-то событиях. Профессия кинокритика меняется с развитием Интернета, особенно в Румынии. Люди думают, что это очень простое дело, что заниматься этим может каждый. Когда-то в газете была всего одна колонка, в которой о кино высказывался один профессионал, а сейчас сотни блогеров пишут о фильмах. Но выиграло ли качество обзоров? Нет. 

— Знаю, что вы уже в студенческие годы снимали фильм? Нет ли у вас задумки снять что-то еще?

— Признаюсь, сейчас нет желания снимать фильмы, в моих творческих планах — писать сценарии. Возможно, через 10 лет что-то изменится, но моя работа в киноотрасли будет продолжаться. 

— Флорентина, приедете к нам еще?

— Постараюсь, я очень довольна программой кинофорума. А еще редко какой фестиваль меня впечатлял церемонией открытия. Шоу «Лістапада», появление французской певицы Жиль Эгро в образе Эдит Пиаф мне очень запомнилось. Понравился и сам Минск, архитектура города, его жители. У вас очень интересная культура, о которой мало кто знает. Спасибо за гостеприимство!

Виктория КОРШУК, «СГ»

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter