Смех сквозь годы

Сдувая пыль с истории

«Антифашизм был у меня в крови. Отец состоял членом социал–демократической партии с 1914 года. Когда немецкие социал–демократы проголосовали за военные ассигнования, он стал пламенным сторонником Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Моя мать и ее братья были на стороне левого крыла социал–демократии, боровшегося против войны. Следовательно, для меня трудность состояла не в том, чтобы определить свою политическую позицию, а в том, чтобы суметь ее выразить», — признавался друзьям Херлуф Бидструп. Кто–то называет его знаменитым карикатуристом, художником, коммунистом, общественным деятелем, а мне хочется назвать его человеком, который смеялся. В Советском Союзе Бидструпа прославляли за политические карикатуры, а он, оторвавшись от карандаша и бумаги, рассказывал, как рисовал озорные шаржи на голых спинах танцовщиц варьете, как съел собаку на треке Копенгагена, где подрабатывал оформителем. Его рисунками в СССР иллюстрировали учебники английского языка, а он выпускал целые серии столь часто критиковавшихся в советской печати комиксов. И ведь ни история, ни он сам так и не определили, в каком случае он был настоящим: «Многим кажется странным, что художник выступает с политической сатирой и одновременно рисует потешные юморески. Они считают это несовместимым, как будто во мне уживаются два человека. Но я тем не менее один человек. Возможно, что этот один состоит из двух половинок. На мой взгляд, они–то и составляют целое. Я, во всяком случае, так нескромен, что не могу довольствоваться только одной из них».


«Активную борьбу с нарушителями общественного порядка и трудовой дисциплины ведут общественные организации столицы Белоруссии. Этим целям служит стенная газета «Боевой орган комсомольской сатиры», которая выпускается два раза в месяц и вывешивается в сквере на Центральной площади Минска. Плохо хулигану, лодырю, нарушителю дисциплины, которые попадут на страницу БОКСа. Весь город посмеется над этими «героями», и нелегко тогда избавиться от худой славы, которая будет ходить по пятам, пока «герой» не исправится и своим поведением, своим трудом не смоет с себя позорное пятно» («Боевой орган комсомольской сатиры», 5.05.1956).


Сегодня, когда у вас есть возможность оценить уровень карикатур, публиковавшихся в «Советской Белоруссии» в середине прошлого века, хочется поднять много пыли с истории. Вот говорят, что карикатура — итальянское слово, и словно в подтверждение рассказывают, что первым карикатуристом на нашей планете был Леонардо да Винчи. А ведь это невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Еще говорят, что Сталин не любил двусмысленности, а потому далеко не всегда понимал смысла нарисованного карикатуристами. И хорошо еще, что он не уподоблялся Наполеону, которого столь допекли злые рисунки, что тот открыто требовал от английского короля казни художников. Можно вспомнить «Ералаш», да не кино, а просто сатирический журнал, издававшийся в середине XIX века. Стоит упомянуть и про «Будильник», который первым напечатал рассказы Чехова, но сперва изрядно повеселил российскую публику своими карикатурами; и про «Окна РОСТа»; и про «Занозу» с «Крокодилом» и «Вожыкам»...


Конечно, не забудем и про личностей. Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов жили столь долго, что даже не будь они Кукрыниксами, их все равно легко можно было бы назвать летописцами целой эпохи. Однако они еще и рисовали. Художники пропесочивали лентяев и расхитителей со страниц «Правды», их рисунки превращали в классику и «Историю одного города», и «Золотого теленка», они писали графический репортаж с Нюрнбергского процесса, но прежде всего Кукрыниксы воевали. Их военные плакаты уж точно видел каждый солдат, и эти произведения, безусловно, вдохновляли бойцов на битву с врагом.


Примерно так же, как у нас славили Куприянова, Крылова и Соколова, в Америке восторгаются Томасом Настом, между прочим, урожденным немцем. Это он придумал осла и слона как символов республиканской и демократической партий, это он первым нарисовал Санта Клауса и пресловутого Дядю Сэма, но и он же первым сделал из карикатуры оружие мощнее кольта. Проводившаяся Настом в середине XIX века кампания против лидера нью–йорских демократов Уильяма Твида до сих пор является образцом борьбы с коррупцией. Твид открыто предлагал критиковавшему его художнику полмиллиона долларов (космическую сумму по тем временам), только чтоб тот забросил свое дело. Но Наст не поступился принципами, а Твид лишился сперва веса в обществе, а затем и свободы. У политика впереди еще были побег из заключения и горькое опознание — по ранее виденной карикатуре Твида нашел в Испании простой американский турист.


«Карикатура на политического противника удается лучше всего тогда, когда она изображает не только данное лицо, но и раскрывает проводимую им политику. Главный удар наносишь ведь по политике, а не по политику. Когда, например, рисуешь ведущего буржуазного или чаще всего социал–демократического политического деятеля самодовольным, жирным, непривлекательным, то карикатура отражает не только портретные черты, но и политику, которая дала ему возможность разжиреть за счет избирателей. И, наоборот, если иной политический деятель худой, то карикатура на него может быть прекрасной иллюстрацией того, что его политика приводит к обнищанию и голоду трудящихся» — опыт Херлуфа Бидструпа должен сгодиться многим современным художникам. Да, скончавшись в 1988–м, он так и не узнал, что горячо любимому СССР оставалось всего ничего. Но всю свою жизнь он верил и боролся за свои идеалы как мог. И, согласитесь, было что–то очень важное в том, что Комитет по международным Ленинским премиям решил «за выдающиеся заслуги в деле борьбы за сохранение и укрепление мира присудить международные Ленинские премии «За укрепление мира между народами» Ахмеду Бен Белле — общественному и государственному деятелю (Алжирская Народная Демократическая Республика); Долорес Ибаррури — общественной и политической деятельнице (Испания); Херлуфу Бидструпу — художнику, общественному деятелю (Дания) («Постановление «О присуждении международных Ленинских премий «За укрепление мира между народами» за 1963 г.», 1.05.1964). Великая Пасионария, «отец алжирской нации» и Бидструп были такими разными. Но и неуловимо одинаковыми тоже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter