Как побороть зависимость от смартфона

Смартфон: друг или враг?

Век высоких технологий породил новый вид зависимости — номофобию (от англ. «no mobile-phone phobia»). В переводе термин означает «страх остаться без мобильного телефона». И здесь, к сожалению, наиболее уязвимым оказывается молодое поколение. В Европе борьба с телефонной зависимостью разворачивается на законодательном уровне. Так, во французских школах запрещено пользоваться гаджетами в течение учебного дня. А в Италии предложили отправлять смарт-зависимых подростков в реабилитационные центры. Как же к этой проблеме относятся в Беларуси?


Предложения о том, чтобы ограничить школьников в использовании мобильных телефонов, в Министерстве образования уже обсуждались. Однако официального запрета пока нет. У педагогов разное мнение на этот счет. Татьяна Веретина, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 26 г. Минска, считает, что смартфон вовсе не враг учебного процесса — иногда даже наоборот. Например, на уроках русской литературы учительница разрешает детям использовать гаджеты для музыкального сопровождения при чтении стихотворений. 


— С другой стороны, при бездумном использовании телефон может быть опасен, — утверждает Татьяна. — Детям кажется, что они все слышат, во все вникают, когда параллельно сидят в соцсетях. Но это не так. Кроме того, ребенок старается создать видимость внимания, ведет себя неестественно. Это отвлекает и его самого, и одноклассников, и учителя. Да, он прочитал сообщение от Кати или Васи, просмотрел новости, а тему урока назвать не может.

Педагог признается, что ей очень грустно наблюдать за детьми, которые на переменах тихо стоят у стеночки, погруженные в мобильный экран:

— Детство должно быть резвым, подвижным, с улыбкой и шалостями. Надо научиться дозировать время «общения» с телефоном. Здесь вся надежда на взрослых.

Татьяна предлагает не запрещать гаджеты, а придумать им замену: организовывать в перерывах между уроками танцы, конкурсы, квесты. Так ребята отдохнут не только от учебы, но и от навязчивого друга смартфона.
Проблема номофобии вышла на мировой уровень. Ей объявили войну как белорусские, так и зарубежные специалисты.
Многодетная мама и писательница Ирина Сахно также уверена, что запретный плод сладок, а потому время использования мобильного телефона в их семье не ограничивается:

— Мы с мужем на личном примере показываем: гаджеты могут быть нам на руку. Это средство общения и развития. Но реальную жизнь оно заменять не должно. Учим детей контролировать нагрузку на зрение, советуем выключать компьютер и телефон за час до сна, читать книги и дышать свежим воздухом.


Мама считает, что зависимости от смартфона у ее детей нет — они используют его по делу. Так, старший сын занимается программированием и создает компьютерную игру, а дочь ведет видеоблог и публикует рассказы.

По мнению Ирины, если искренне проявлять интерес к ребенку, увлекать его, он сам оставит гаджет и будет наслаждаться живым общением. В противном случае смартфон превратится в убежище от проблем.

— Недавно я сама обнаружила у себя зависимость от соцсетей. После чего предложила детям совместно устраивать 2 — 3 дня без интернета. Послушать аудиокнигу или посмотреть фильм не в счет. Главное — ничего не писать и не читать на различных сайтах. Так мы избавляемся от информационного мусора, — рассказывает женщина.

Многие подростки не отрицают, что зависимы от мобильного телефона. Так, Алексей, учащийся 11-го класса гимназии № 61 г. Минска, проводит в смартфоне около семи часов в день:

— Стоит взглянуть правде в глаза: многие мои сверстники не могут представить жизнь без гаджетов. Если они ничем не заняты, их рука сразу же тянется к телефону. Поэтому худшее наказание для подростка — отключение интернета или изъятие мобильника. Печально, ведь детство проходит быстро и незаметно, а телефон только мешает наслаждаться чудесными мгновениями.

Согласна с этим и Лера, учащаяся 11-го класса гимназии № 1 г. Воложина. Девочка часто добровольно отдает маме свой смартфон, чтобы не отвлекаться от выполнения домашних заданий.

— Думаю, до 10 — 13 лет ребенок вообще не должен знать, что такое телефон. Пусть лучше дети играют с родителями и друзьями, нежели с гаджетами, — утверждает Лера.

О том, как решить проблему номофобии, рассказала психолог Марина Соснина:

— Подростку очень важно быть одобренным в кругу сверстников, чтобы укрепить веру в собственные силы. И в этом есть определенный смысл. Ведь 
молодым людям придется дальше жить и работать именно со своим поколением, когда старшее уйдет. Чем больше лайков под публикацией, тем более любимым и значимым себя чувствует подросток. Для этого даже не нужно выходить из своей комнаты. И иногда родителям это удобно: ребенок нигде не ходит без дела и вроде под присмотром. Однако такое времяпрепровождение может привести к интернет-зависимости, последствием которой может стать повышение тревожности, депрессия, бессонница, импульсивность, а в некоторых ситуациях — суицид.


СИМПТОМАМИ СМАРТ-ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГ НАЗЫВАЕТ СЛУЧАИ, КОГДА ПОДРОСТОК:

• испытывает тревогу, волнение, если нет возможности быстрого доступа к интернету;

•  раздражается, сердится, если взрослый просит отложить смартфон;

•  тратит больше установленного лимита или беспокоится о недостатке интернет-трафика, требует его увеличить;

•  нервничает, злится, если не может зайти в социальную сеть, проверить уведомления;

•  постоянно проверяет лайки и новые сообщения, переживает, если его посты непопулярны среди сверстников.

Важно понимать: ключ к борьбе со смарт-зависимостью вовсе не в том, чтобы изолировать подростков от информации и новых технологий. Надо научить детей делать осознанный выбор и напоминать им, сколько всего можно сделать, пока ты свободен от телефона.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ У ПОДРОСТКА ЕСТЬ СМАРТ-ЗАВИСИМОСТЬ?

1 Подавайте собственный пример. Разговаривая с ребенком, уделите все свое внимание ему, отложив смартфон. Беседуйте на темы, которые интересны подростку. Юмор — хороший помощник в общении.

2 Ограничьте время использования интернета. Например, установите правило: за обедом или перед сном никаких смартфонов.

3 Разрешите друзьям ребенка приходить к вам домой. Подростку необходимо живое общение со сверстниками.

4 Развивайте увлечения вашего сына или дочери, позволяйте им посещать спортивные секции, кружки по интересам.

5 Определите круг обязанностей подростка. Это развивает его ответственность и самостоятельность.

6 Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Сегодня существует целый ряд методов, в том числе когнитивно-поведенческая терапия, которые эффективно помогают справиться с зависимостью.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter