За месяц белорусские перерабатывающие заводы потеряли $160 млн

Смачна вам есцi

Карэспандэнты «Р» паспрабавалі дэтальна паінфармаваць, як сёння выглядае наш харчовы экспарт
мясокомбинатгл.jpgНаш харчовы экспарт у Расію сёння — тэма адмысловая. Сачыць за ёй — адно задавальненне. Гэта толькі з боку здаецца, што адказ усходняй суседкі на еўрапейскія санкцыі забяспечыў нашым прадпрыемствам неабмежаваныя магчымасці на яе рынку. Зразумела, што без  праблем справа не абыходзіцца: расiяне то спрабуюць абвiнавацiць нас у рээкспарце еўрапейскай сельгаспрадукцыі, то знойдуць у нашых прадуктах геномы страшэнных захворванняў. Сітуацыю часам даводзіцца вырашаць лiтаральна ў ручным рэжыме. 

Карэспандэнты «Р» паспрабавалі дэтальна паінфармаваць, як сёння выглядае наш харчовы экспарт, з якімі рызыкамі сутыкаюцца прадпрыемствы і якія перспектывы ў расійскім напрамку ім  свецяць.

Со дня введения Россией продовольственного эмбарго в отношении сельхозпродукции ряда европейских стран прошло ровно три месяца. Эмоции поутихли и на Западе, и в самой России. Белорусские производители и аграрии также сменили первые восторги на выдержанную и здравую позицию. В августе открывавшиеся большие возможности пьянили голову почти всем: казалось, молочные реки сейчас так и хлынут по своим руслам к соседям, принося им качественный продукт, а нам — валюту. Время прошло и стало понятно: от девальвационных процессов в России наши заводы теряют миллионы долларов, а желание минимизировать потери, увеличив отгрузки, столкнулось c регулярными претензиями со стороны Россельхознадзора. Сначала российские фитосанитарные службы насторожились по поводу лосося, переработанного на наших предприятиях. Затем не раз упоминали о том, что белорусские коллеги работают недобросовестно и пропускают на восток фуры с запрещенным продовольствием. Позже придрались к качеству импортного сырья, которое используют наши молочные заводы. Последней каплей стала информация об обнаружении генома вируса АЧС в мясной продукции белорусских комбинатов. Совсем не тайна, что наш сельхозэкспорт очень слабо диверсифицирован. Основное направление для поставок белорусского продовольствия — Россия. Производители сыров, например, даже не скрывают: при всех особенностях рынка он остается самым выгодным для наших заводов. И это при том, что нестабильная ситуация на финансовом рынке России приводит к тому, что предприятия недополучают прибыль. В прошлом месяце министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц оценил потери перерабатывающих заводов в $ 160 млн. Напомним, в 2013 году на экспорте продовольствия в Россию аграрии и производители заработали $ 4,6 млрд. В этом году планы были более амбициозны: введенные Россией санкции против европейских поставщиков могли принести казне дополнительный миллиард. Очевидно, что из-за девальвации российского рубля, которая с начала года уже составила около 40 %, не всем ожиданиям суждено сбыться. Однако, по словам Леонида Зайца, финансовое состояние наших производителей пока позволяет работать без убытков. 
Фото Артура ПРУПАСА
«Несмотря на сложившуюся ситуацию, цены на российском рынке на нашу продукцию по-прежнему остаются высокими, — признает начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов. — Эти выгодные условия сложились в том числе и из-за введенного эмбарго. Что касается мировых цен на молочные продукты, то они в последнее время существенно снизились: на многих рынках возникло избыточное предложение, в основном, в тех странах, против которых Россия ввела продуктовые санкции. Это еще один явный сигнал, что нам выгоднее работать именно с российским потребителем. Тем более мы на разных уровнях пообещали поддержать в продовольственной сфере наших соседей, и эти обязательства выполняем». Кроме того, добавляет эксперт, белорусские продукты неизменно пользуются в России большим спросом, их качество у потребителя сомнений не вызывает. 

Правда, если потребитель доволен, то Россельхознадзор не очень. С увеличением отгрузок продовольствия увеличились и выявленные ведомством нарушения. Помимо претензий к безопасности отдельных наименований и партий, чаще стали появляться новости о выявленных поддельных документах при поставке товаров. Самые свежие эпизоды: обнаружение фальсифицированных ветеринарных сопроводительных документов при попытке ввезти в Россию говядину и колбасные изделия Слуцкого и Березовского мясокомбинатов, возвращение в Беларусь партии продукции Слонимского мясокомбината, ввоз недоброкачественного мяса птицы Глубокского комбикормового завода. 


Минсельхозпрод уже провел проверку в отношении продукции Слуцкого и Березовского мясокомбинатов и отчитался: в первом случае сертификат на продукцию был поддельным и продукция была произведена вовсе не в Слуцке, а где-то «на малой Арнаутской», во втором — утерян. 

«К сожалению, реэкспорт из Беларуси — это колоссальная проблема. Ваша страна зачастую становится портом для поставок в Россию запрещенной продукции, — поясняет официальный представитель Россельхознадзора Юлия Трофимова. — Нередки случаи, когда обнаруживаются поставки немаркированной продукции, без определения принадлежности к какому-либо сельхозпредприятию. Российская сторона неоднократно обращала на это внимание, и, надеемся, вопросы будут решены». Одна из мер, которая, по мнению представителей федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, помогла бы в полной мере отслеживать продукцию: использование в полной мере белорусской стороной электронной системы сертификации.

Корреспонденты «Р» обращались в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора с просьбой рассказать, усилен ли контроль в сфере поставок продукции и как обстоят дела с использованием электронных сертификатов. К сожалению, специалисты ведомства пока взяли паузу. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия:

— Диверсификация поставок сельхозпродукции — это аксиома, от которой никуда не уйти: нельзя быть зависимым ни от одного рынка. Ведь рано или поздно там может произойти насыщение, и куда потом нам девать свою продукцию? Мы все время ориентируем наши перерабатывающие предприятия на поиск новых, в том числе и нетрадиционных для нас рынков. Но что касается сбыта премиальной продукции, то российский рынок сегодня остается для наших производителей наиболее привлекательным с точки зрения высокой цены. Поэтому многие предприятия, которые ориентируются на максимальную прибыль, выбирают именно российское направление.

Полина КОНОГА 

konoga@sb.by

Друзья познаются в еде


Границы под контролем

Не так давно Россельхознадзор обращался в Правительство и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, а также в Евразийскую экономическую комиссию с предложением об организации совместного карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе Таможенного союза для учета поступающей на территорию Беларуси продукции. Руководство белорусского аграрного ведомства высказалось однозначно: такой необходимости нет. 

Официальный представитель Россельхознадзора Юлия Трофимова поясняет: несмотря на предложенную Россией инициативу, все понимают, что контролировать внешние границы ТС довольно непросто. «Речь ведь идет о том, что нужно вносить коррективы в национальное законодательство стран — участниц Таможенного Союза, — конкретизирует Юлия Трофимова, — и, разумеется, белорусские таможенные органы не в восторге от этой идеи». Во всяком случае, предложение пока остается лишь предложением российской стороны, которая признает: было бы лучше, если бы такой необходимости не возникало вообще. Правда, в тех условиях, в которых сегодня оказались стороны, контроль на внешних границах, считают в Россельхознадзоре, поспособствовал бы решению многих вопросов.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

8p-6 copy.jpgИван ШЕЙКО, академик, первый заместитель генерального директора РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по животноводству»:

— Несмотря на то что для человека вирус АЧС не страшен, категорически запрещается использовать продукты питания, в которых он найден, с целью предотвратить дальнейшее заболевание свиней. И у наших ветеринарных служб очень жесткий подход к безопасности продукции, я исключаю возможность попадания вируса на стол населения. Ведь обычно уничтожается не только сам зараженный очаг, но и все поголовье по соседству от него. Это делается именно для того, чтобы предотвратить вспышки заболевания, от которого пока еще нет никаких лекарств. Могу заверить: в Беларуси во время эпидемии перестраховывались и уничтожали целые комплексы.

Безопасность в качестве


Эпидемия африканской чумы свиней (АЧС), прокатившаяся по Беларуси весной и летом прошлого года, существенно подкосила поголовье хрюшек: свиное стадо уменьшилось на 1,5 млн. поросят. С такой заразой белорусские аграрии столкнулись впервые: подобного опыта прежде не было. А потому пути вывода отрасли из кризиса приходится генерировать самостоятельно.

Впрочем, обычный потребитель уже и забыл о бушевавшей болезни. Мясо и мясопродукция на полках есть в изобилии, а, значит, беспокоиться не о чем. А вот перед специалистами сегодня стоит задача в краткие сроки восстановить поголовье свиней, наверстать минусы экспорта. Поэтому сообщения Россельхознадзора об обнаружении генома вируса АЧС в продукции четырех белорусских мясокомбинатов заставили понервничать многих. Пока Минсельхозпрод проводит проверку, потребитель задается вопросом: что же это за геном и чем он страшен? 

В Научно-практическом центре НАН Беларуси по животноводству акцентируют внимание: вирус для человека не опасен, он несет лишь угрозу для животных. Однако во время прошлогодней эпидемии все больное поголовье было уничтожено. Призывают не дестабилизировать обстановку и в профильном ведомстве. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов категоричен: никаких претензий к Россельхознадзору нет — служба выполняет свою работу. «Да, они что-то нашли. Но в этом виновато не наше государство, не министерство. Кто-то схалтурил на предприятии. Спасибо российским коллегам, что помогли найти недобросовестного производителя. Мы со своей стороны обращаем внимание на все выявленные случаи, проводим проверки и мероприятия по недопущению подобных случаев. Это рабочая обстановка, она не накаляется». 

Специалист пояснил: расследование ведется, и рабочая версия о том, что источником генома АЧС стало импортное сырье, пока подтверждается. Мониторинг за импортным сырьем усилен, уже изъяты подозрительные партии свинины, прибывшей на наши мясокомбинаты из Черногории и Молдовы.

Специалисты Россельхознадзора заверили корреспондентов «Р» в том, что претензии служба предъявляет не к качеству белорусской продукции, а к параметрам ее безопасности для потребителя. Пока еще идет расследование, контролирующий орган на территории России признает: работа белорусских коллег нередко ставит их в тупик. Как могло получиться, что недоглядели в Беларуси? Ведь наша страна всегда отличалась жестким соблюдением всех технических стандартов и регламентов! Вместе с тем принятое решение о временном прекращении сертификации продукции свиноводства для поставок в Россию полностью устраивает соседей. «Мы будем ждать результатов расследования, и уже потом принимать какие-то конкретные меры», — обратили внимание в российском ведомстве. 

Напомним, генетический материал вируса АЧС был обнаружен в колбасной продукции производства Бобруйского, Оршанского, Минского и Могилевского мясокомбинатов. Специалисты Россельхознадзора изъяли из торговли сомнительные партии белорусской колбасы и сожгли ее. Ситуацию, связанную с производством продукции из инфицированного сырья и поставками на рынок ТС, обсудили на этой неделе на внеочередной встрече руководство Россельхознадзора и представители государственных ветеринарных служб Беларуси и Казахстана.

С 11 ноября Беларусь и Россия будут использовать систему предварительного уведомления в отношении отдельных категорий подконтрольных товаров. Такая мера принята для того, чтобы исключить случаи мошенничества при взаимной торговле до тех пор, пока в Беларуси не будет внедрена информационная система «Меркурий». Прежде всего предварительное уведомление направлено на то, чтобы можно было отслеживать товары, которые несут риск распространения опасных заболеваний животных. Наименование товара, номера машин, которые везут груз, номер сертификата в онлайн-режиме смогут отслеживать обе стороны. Кроме того, с 20 ноября может быть возобновлена сертификация всей мясной продукции на экспорт в Россию.

Глас народа

Чем вы богаты, тому мы и рады


То, что белорусскую продукцию в России знают и любят — не секрет. И лишнее тому подтверждение — мнения рядовых потребителей в российских городах. 

Мария МИНАКОВА, менеджер внешнеэкономической деятельности ООО «РТ-Инжиниринг» (г. Санкт-Петербург):

— Регулярно покупаем белорусские колбасы, сало, молочную продукцию. Качество всегда отменное, сомневаться не приходиться. В России много любителей белорусского. А в ситуации действующего эмбарго особенно приятно, что сейчас можно купить белорусские креветки и ваш сыр с плесенью. В ближайшее время собираемся с мужем посетить Беларусь, планируем в том числе и сырами закупиться. 

Ольга РЫЖКОВА, домохозяйка (г. Мурманск):

— Мурманск и Минск — города-побратимы. Поэтому неудивительно, что на прилавках наших магазинов довольно много белорусской продукции. Лично моя семья покупает мясо из Беларуси, любим вашу сметану, сыр. Товары из вашей страны совершенно устраивают нас и по цене, и по качеству. 

Анастасия ШАРАПКИНА, начальник отдела стратегического планирования и инвестиций ЗАО «ПЭМ-Инвест» (г. Москва):

— Правительство Москвы часто устраивает в городе сельскохозяйственные ярмарки белорусских продуктов. Обычно на них покупаю овощи, печенье, очень люблю хлеб «Троицкий». В супермаркетах беру белорусское масло, молоко, сметану, сыр. Но у нас есть и свои производители, выпускающие отличную продукцию. Что касается претензий Россельхознадзора по поводу качества, думаю, у наших покупателей нет никаких претензий. Такие меры вводятся, прежде всего, для предотвращения ввоза продукции, которая под видом белорусской попадает к нам из запрещенных стран. 

Мнения собирала Ульяна БУШУЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter