На Гомельщине в рамках марша-акции «Дорогами сожженных деревень» под эгидой Белорусского фонда мира состоялся ряд памятных мероприятий

Слышим ваши голоса

Лозки сгорели быстро...

Участники акции у мемориала жертвам фашизма в д. Надубова Житковичского района.
Анна Жерело, вспоминая трагические события о том, как немецкие оккупанты сожгли ее родную деревню Лозки в Калинковичском районе, убивали мирных жителей, не смогла да и не хотела сдерживать слезы. Люди слушали пожилую женщину молча, тяжело вздыхая, будто вместе с ней вновь переживали тот ужас войны. Это был очередной митинг-реквием в рамках марша-акции «Дорогами сожженных деревень». Траурные мероприятия на Гомельщине состоялись под эгидой Белорусского фонда мира (БФМ) в Калинковичском, Светлогорском, Октябрьском и Речицком районах.

За время долгой журналистской работы мне удалось побывать во многих наших деревнях, разделивших горькую судьбу Хатыни. Беседовать с теми жителями, кому во время карательных операций чудом удалось вырваться от фашистских изуверов. Поверьте, в эти трагические истории было трудно поверить...

Записать каждое слово

Однако мне и самому во время войны невольно довелось стать свидетелем жестоких преступлений гитлеровцев. Я помню, как наша семья едва спаслась, когда в мою родную деревню Пешки в Березовском районе неожиданно нагрянули каратели. Мы спрятались в поле, в землянке, а когда через несколько часов выглянули из нее, увидели в полнеба пылающую деревню. Два раза жгли немцы наши Пешки, убивали жителей. Деревня сгорела полностью, но все-таки возродилась после войны.

С Тимофеем Глушаковым, председателем Гомельского областного отделения БФМ, инициатором патриотических акций, мы дружим уже много лет. Он — международный посланник мира, такое почетное звание нашему земляку присвоил Всемирный совет мира.

Тимофей Иванович, в чем главная суть и цели подобных мероприятий?

Возложение венка в память о жертвах фашизма от Фонда мира и жителей района на митинге в сожженной д. Рогинь Буда-Кошелевского района.
— Они помогают сохранить правду о войне. Мы отдаем дань светлой памяти о многих тысячах наших людей, замученных, расстрелянных и заживо сожженных. За время проведения памятных мероприятий более 100 местным жителям, спасшимся в аду карательных операций, вручили подарки, приобретенные на средства фонда. Как видим, это вполне конкретная работа активистов БФМ. Собранные нашими миротворцами добровольные пожертвования трудовых коллективов, граждан, были направлены на реконструкцию 17 памятников, обелисков и воинских захоронений в 15 районах Гомельщины.

Как определяете районы для таких акций?

— В первую очередь выбираем наиболее пострадавшие в годы войны. И где еще необходимо многое сделать для увековечения памяти трагических событий. В нашей области карателями сожжено 1126 населенных пунктов. Более чем в тридцать из них жизнь так и не вернулась.

Зверства фашизма

Одной из участниц акции в Петриковском районе была Анна Крес. Во время карательной операции тогдашняя десятилетняя девочка чудом спаслась. Сейчас она — свидетель тех страшных событий — рассказывала, как гитлеровцы собрали жителей деревни Людвинов на краю села, поделили их на две части для уничтожения. «Пры нас немцы загналі людзей у хлеў. Чуем, страчыць кулямёт. А калі мы заехалі на палетак, тых людзей падпалілі. Бачым, агонь, дым чорны паваліў. Страх, страх быў вялікі. Мы вельмі перажывалі. Запалілі хлеў, людзі гараць, а што ж вы зробіце...»

До войны в Людвинове проживали около 200 человек, в том числе и Анна Крес. Сегодня здесь всего 25 жителей, люди пожилые. В памятные даты тут проходят митинги, собираются школьники, местное население. Так хранится память о 75 сельчанах, сожженных заживо зимой 1942 года. 

Или деревня Ола Светлогорского района. В январе 1944-го в ней за один день гитлеровские изверги уничтожили порядка трех тысяч мирных жителей, в том числе почти 400 человек из деревни Коротковичи. Подобных фактов на Гомельщине немало.

Секретный приказ Кейтеля

Из 9200 населенных пунктов, разрушенных и сожженных гитлеровскими оккупантами в нашей республике, более 5295 было уничтожено вместе с жителями или их частью именно во время карательных операций. 186 населенных пунктов так и не возродилось.

Мемориал жертвам фашизма в д. Тонеж Лельчицкого района.
Фашисты творили многие зверства на нашей земле, об этом говорят и официальные документы. Вот один из них — секретный приказ командующего сухопутными войсками Кейтеля от 16 декабря 1942 года. Привожу выдержку: «Войска поэтому имеют право и обязаны применять в этой борьбе любые средства без ограничения, также против женщин и детей, если это только ведет к успехам. Любое проявление мягкости является преступлением по отношению к германскому народу и солдату на фронте… Командиры действующих против банд частей несут ответственность за безотлагательное проведение инструктажа всех офицеров своих частей об этом приказе в форме, обеспечивающей его глубокое понимание».

Очень важное уточнение: как определил Нюрнбергский процесс, «бандитами» гитлеровцы именовали советских партизан. Есть на сей счет и прямые документальные подтверждения самих гитлеровцев, которые проводили многочисленные расправы с мирным населением Беларуси.

Наша общая боль и память

— Для вас эта непростая работа по занимаемой должности? — продолжаю разговор с Тимофеем Глушаковым.

— Не только. Сам все это пережил. Моя родина — деревня Янковщина в Дубровенском районе на Витебщине. Когда произошло то жуткое событие, мне было девять лет, так что многое помню. Нашу деревню каратели жгли поздно вечером. После мы узнали, что одновременно немцы подожгли несколько окрестных деревень. Это было страшное зрелище, и как мы спаслись — трудно поверить. Давно живу на Гомельщине и знаю, что ее жители в войну испытали такие же мучения, как и мои земляки на Витебщине. Вот только отдельные данные, которые мы собрали во время наших акций.

Тимофей Иванович представляет информацию, от которой становится не по себе. В Октябрьском районе, наиболее пострадавшем в войну, сожжено 43 деревни, 9 из них не восстановлены. Погибли шесть тысяч человек, выживших свидетелей совсем мало. В Жлобинском районе полностью или частично сожжено 103 деревни. В Рогачевском из более ста сожженных и частично разрушенных населенных пунктов возродилось всего три. В Мозырском районе сгорело 43 деревни. В Калинковичском частично или полностью разрушен 51 населенный пункт. Увы, этот скорбный список можно продолжать.

Подчеркнем такой важный момент: акции БФМ носят международный характер. На Гомельщину приезжают делегации из России. Мероприятия в память о войне также укрепляют дружбу и взаимопонимание между славянскими народами. Особенно это важно теперь, накануне 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

За время проведения памятных мероприятий более 100 местным жителям, спасшимся в аду карательных операций, вручили подарки, приобретенные на средства фонда. Как видим, это вполне конкретная работа активистов БФМ. Собранные нашими миротворцами добровольные пожертвования трудовых коллективов, граждан, были направлены на реконструкцию 17 памятников, обелисков и воинских захоронений в 15 районах Гомельщины.

Михаил ШИМАНСКИЙ.

Фото представлены Гомельским отделением Белорусского фонда мира (БФМ).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter