Слышать ветер жизни

Анатолий Лемешенок: Люди хотят видеть нас нострадамусами

Гроза кружила стороной, но первые капли дождя уже засеменили по глади озера. Пора было сматывать удочки. В прямом и переносном смысле. Знал ведь, что в такую погоду нельзя находиться у воды. Знал, но не торопился…

Ветер налетел неожиданно. Молния сверкнула и ударила в мостик, на котором я сидел еще несколько секунд назад. Оглянулся — и увидел, что остались от него… щепки...

Сегодня возобновилось много споров о том, какой должна быть современная журналистика, какое место в ней и обществе отведено тем, кто избрал ее своей профессией. Диспут на диспуте. И сплошь правильные слова. Журналистика должна быть актуальной и яркой, а пишущие и снимающие — объективными и честными. Все так. Сам я, участвуя в таких пленэрах, в том числе и как председатель Белорусского союза журналистов, либо выступая в студенческих, и не только, аудиториях, всегда добавляю к этому: журналист должен быть просто любопытным по природе человеком. Тогда он узнает больше сам, а значит, и сможет поделиться своими знаниями и размышлениями на эту тему с другими.

Но вот жизнь обострилась вокруг! Везде, во всех точках мира незримо, но настойчиво заточился вопрос о том, как жить дальше. И по самому большому счету, есть ли в принципе у всех у нас будущее?

Не юбилейная тема, и не потому пишу эти заметки, что знаю ответы на все животрепещущие вопросы. Но два штриха к общей картине диспутов о роли журналиста в сегодняшнем мире все же себе позволю.

Все, что вытворяют сегодня многие зарубежные телеканалы, то есть то, что льется в сердца и души людей с телеэкранов, на мой взгляд, — моральное преступление перед человечеством. Никогда еще хамство и грубая разнузданность, потакание низменным страстям и интересам не украшали любую гуманитарную профессию. И это при том, что справедливости ради, в той же российской журналистике соседствуют и абсолютно блестящие образчики. Что касается хамства наших оппозиционных СМИ, то их представителям на любых дискуссиях приводил и привожу еще раз поговорку древних: «Ничего не доказывает тот, кто доказывает грубо».

Это первый штрих к теме о роли репортера в современном обществе. Не хамить и не растить хамов. С любой бедой могут справиться только культурные, цивилизованные люди.

Второй — хотя и более абстрактный, но не менее предметный. Люди хотят видеть нас этакими нострадамусами, вангами, а на худой случай и кашпировскими. Реально ли это? Вполне. Многим печатным СМИ из-за жесткой конкуренции на медийном поле, прежде всего со стороны Интернета, в любом случае придется спасаться наполнением своих страниц аналитикой. А какая аналитика без прогноза? Все любят и ждут версий, по которым будет развиваться их будущее…

Но это несколько глобальный, вернее, более общий вопрос. Прикладное использование такого подхода к журналистике состоит в том, что уже на студенческой скамье молодому человеку необходимо осознать: он должен уметь чувствовать ветер жизни. Если такого ощущения нет — просто нечего делать в этой профессии. Ведь людям нужен не просто прогноз, а прогноз желательно верный.

Сегодня раздаются и упреки в сторону белорусских СМИ, дескать, проспали нынешнюю кризисную ситуацию… Дело в другом. Не проспали. Подшивки государственных газет никуда не делись. Почитайте те же статьи в «Рэспубліцы» и других газетах на экономические темы. Все это предсказывалось. Но, надо признать, слишком спокойно и мягко. Наш голос должен быть более громким и смелым. Вот почему, когда мы кругом говорим о всяческой, а не только экономической либерализации, не может другой быть и обстановка на медийном поле. Простая логика. Ясно без семи пядей во лбу. И опасаться здесь нечего. Тот, кто не предал своих идеалов до сих пор, не сделает этого уже никогда.

Есть и весьма обнадеживающий момент. Белорусский футбол еще нескоро выйдет на европейский, современный уровень. Прежде всего потому, что утрачена, подточена школа. Даже та, что была при чемпионстве минского «Динамо» в СССР. В журналистике же всегда была сильна школа, и она никуда не делась. Не эмигрировала. Мы все здесь, на месте. Значит, есть все шансы при умелом обращении с этим сегментом государственной идеологии сделать работу профессионалов намного ярче и заметнее, главное — действенней.

А что при этом причитается с самих журналистов? Немногое, но и совсем не малое. Как уже было сказано, чувствовать, слышать ветер жизни. Мы стараемся это делать в своей «Рэспубліцы» уже двадцать лет. Получается порой лучше, иногда не очень. Но продолжить эти усилия еще более грамотно и профессионально необходимо хотя бы из чувства самосохранения.

Мне лично напоминает об этом и разбитый вдребезги мостик на берегу озера…

Все надо делать вовремя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter