«Слышать не только мелодию и ритм, но и текст»

Национальный концертный оркестр представит новую программу «От Москвы до Бреста…»

В  премьерной  программе  «От  Москвы  до  Бреста…»  маэстро  Финберг  и  Национальный  концертный  оркестр  представят  песни  военных  лет,  которые  многие  годы  не  исполнялись

7 мая на сцене Белорусской государственной филармонии Национальный концертный оркестр Беларуси представит новую программу «От Москвы до Бреста…», приуроченную к празднованию 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. С разговора о ней началась наша беседа с руководителем знаменитого коллектива, народным артистом Беларуси, профессором Михаилом ФИНБЕРГОМ.

— В концертной программе наряду с песнями военных лет, которые хорошо известны, прозвучат и те, которые давным-давно были забыты и не исполнялись. Поверьте, на поверхности они не лежали, но мы нашли их, и на протяжении многих месяцев коллектив оркестра напряженно работал над подбором и обработкой этого музыкального материала, причем чтобы не просто вернуть его к жизни, но еще и придать современное звучание. Мы стремились к тому, чтобы эти песни, близкие и понятные ветеранам, полюбились и молодежи. Ведь это выдающиеся произведения с замечательными мелодиями и сильнейшими текстами, написанными Окуджавой, Гудзенко, Фатьяновым, Исаковским, Мокроусовым… Кстати, в ходе концерта мы расскажем и об истории создания некоторых военных песен. Например, не многие знают, что «Синий платочек» композитор Ежи Петерсбурский написал в Беларуси, в Минске, что впервые эту мелодию исполнил эстрадный оркестр, которым руководил Эдди Рознер. Или что песня «Сторонка» на стихи Сергея Михалкова стала одной из первых больших удач Аркадия Островского, знаменитого композитора-песенника. В то время он работал музыкантом в оркестре Леонида Утесова, и «Сторонка» определила весь его будущий творческий путь.

Вообще, программа получилась замечательная: с хорошим светом и звуком, с интересными аранжировками, с ярким исполнением, театрализованная, костюмированная, с драматургией, как настоящий спектакль. Я ею очень доволен и уверен, она понравится зрителям, эти песни не могут не тронуть сердца. Рад, что они прозвучат на сцене филармонии, и благодарен руководству Минского горисполкома, управления культуры за то, что поддержали этот проект.

С программой «От Москвы до Бреста…» мы дадим три премьерных благотворительных концерта, зрителями которых станут представители ветеранских организаций, военнослужащие Вооруженных сил Беларуси, а также жители и гости столицы. Планируем показать программу и на «Славянском базаре в Витебске».

— После недавних концертов «Шлягеры на все времена» оркестр вновь выступает в филармонии. Может, это означает, что теперь его можно будет чаще услышать в столице?

— К сожалению, в Минске мы по-прежнему практически не работаем. Показываем здесь только упомянутую вами программу и джазовый фестиваль. Остальные концерты, а это более ста в год, проходят в разных городах Беларуси, и я горжусь, что мы работаем по всей стране. С удовольствием выступали бы и в столице, но здесь у нас нет собственного зала. Чтобы дать концерт, за него нужно платить немалые деньги, и тогда наше выступление получается нерентабельным. Позволить себе это мы не можем, поэтому считаем каждый рубль, экономически работа нашего оркестра выстроена очень точно и профессионально. Допускать просчетов мы не можем, иначе это будет отражаться на заработке сотрудников и музыкантов.

— Нынешние экономические условия по-особому сложны. Может, в оркестре выработана какая-то своя антикризисная программа?

— Знаете, почему-то этим у меня никто не интересуется, даже мое начальство. А такая программа у нас действительно есть. И могу сказать, что в этом году, несмотря на сложности, мы ни на один рубль не заработаем меньше, чем в прошлом. А заработали мы солидную сумму. Не буду называть цифр, пусть останутся коммерческой тайной, но это намного больше, чем у всех других наших творческих коллективов.

А наша антикризисная программа – не секрет. Главное — нужно работать. Ежедневно, без выходных, с утра и до ночи. Тогда будет результат. А сидеть и констатировать, мол, то не дают и это не получается, – неправильно. Мы вот ночью вернулись с оркестром из Борисова, а утром уже выезжаем в Лиду. Следом — концерты в Несвиже, Мире, Молодечно, на «Славянском базаре в Витебске». Наши планы расписаны на несколько лет вперед. А в перерывах между выступлениями мы уже репетируем то, что будет звучать в 2010 году.

— Михаил Яковлевич, а ведь нет худа без добра в том, что оркестр не застанешь в столице, зато его творчество не понаслышке знают в самых отдаленных районах страны.

— Двенадцать музыкальных праздников мы проводим в малых городах. К этому времени состоялись около девяноста. Могу уверенно сказать, что мы воспитали новое поколение слушателей как эстрадной музыки, потому что научили слышать в песне не только мелодию и ритм, но и текст, так и произведений симфонических, камерных. Кроме того, в ходе таких наших концертов слушатели узнают и историю родной страны, белорусской культуры и, прежде всего, национальной музыки. Нет сегодня такого отечественного композитора, авторский концерт которого мы не исполнили бы. Только из последних – Николай Чуркин, Евгений Глебов, Анатолий Богатырев, Дмитрий Смольский, Николай Аладов, Лев Абелиович. Сейчас готовим концерт к 190-летию Монюшко. Новую программу к 140-летию Чуркина, две новых программы, посвященных творчеству Глебова. Планов много, но главное, что мы не просто о них говорим, а все намеченное выполняем и, к счастью, чувствуем себя востребованными. Я получаю массу писем от наших слушателей, в которых они спрашивают: «А что вы будете играть у нас на следующий год, что привезете?» Повторюсь, практически нет уже такой музыки, которую мы не исполнили бы, и если сказать честно, то надо очень постараться, чтобы в очередной приезд этих людей не разочаровать. Поэтому над каждой новой программой работаем серьезно и с большой ответственностью, а не так что приехали, сыграли что-то и уехали. Каждый праздник мы готовим год, и это профессиональное исполнение высокого качества. Слушатели понимают, чувствуют это и потому высоко оценивают наше творчество. А люди, которые живут в маленьких городах, поверьте, очень требовательны, взыскательны, образованны. А уж о белорусской музыке они другой раз знают побольше, чем минчане.

— В середине мая Национальный концертный оркестр по традиции проведет праздник белорусской музыки «Музы Нясвiжа», кстати, уже пятнадцатый по счету. С чем приедете к несвижанам?

— В этом году программа носит название «Несвиж — ценр музыкальной Европы». Не все знают, но в прошлом столетии в Беларуси существовало много симфонических оркестров, оперных театров, здесь работали композиторы, чье творчество оказало большое влияние на развитие всей европейской музыки. Мы покажем, какую музыку сочиняли тогда, и познакомим с лучшими произведениями современных авторов. Как всегда, будет много премьер. Кроме того, проведем музыкальную ассамблею, посвященную струнным инструментам, и научно-практическую конференцию с докладами лучших наших исследователей истории, культуры и музыки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...