Служить - рад!

Российские военные бьют тревогу - ряды новобранцев стремительно редеют.
Российские военные бьют тревогу - ряды новобранцев стремительно редеют. Как сообщает российская пресса, "закосить" от армии давно уже стало у молодежи хорошим тоном. Причем "косят" потенциальные защитники Отечества, напуганные "дедовщиной", войной в Чечне и суровыми армейскими буднями, активно и, надо сказать, умело: по официальным данным, служить идут чуть более 10 процентов состоящих на воинском учете. Больше половины получающих отсрочку - студенты, более трети не идут служить по состоянию здоровья. Сколько действительно больны, сколько "заболели" за определенную мзду - этого всезнающая статистика не ведает.

В Беларуси обстановка такая - в спецназ внутренних войск, например, конкурс, как в хороший университет. Может, поэтому Закон "О всеобщей воинской обязанности и воинской службе", вступивший в силу летом этого года, в армейских кругах называют чуть ли не революционным.

Четко определив приоритеты и критерии отбора на срочную службу, исключив разночтения в перечне оснований для отсрочки и освобождения от исполнения обязательного воинского долга, закон закрепил и совершенно новый для большинства стран СНГ вид службы - в резерве. Говоря простым языком, что-то вроде армии заочно. Напомню, что уже несколько лет призывы на срочную военную службу проходят у нас в стране в условиях так называемого избыточного количества призывных ресурсов: число годных к строевой службе юношей в два-три раза превышает потребности армии в призывниках. А к 2005 году, когда численность Вооруженных Сил должна достигнуть 50 тысяч (половина из которых - солдаты срочной службы), большинство 18-летних юношей и вовсе могут оказаться невостребованными армией. Эта ситуация, по словам начальника главного организационно-мобилизационного управления - заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил генерал-майора Михаила Каурина, во многом объясняет введение службы в резерве. Это именно тот ход, благодаря которому молодые люди смогут получить воинские специальности без отрыва, так сказать, от места жительства.

Планируется, что первоначально на службу в резерве будут направляться граждане из числа высококвалифицированных работников организаций, деятелей науки, культуры, искусства и спорта. В первое время, по предварительным расчетам, количество солдат-резервистов составит всего около 350 - 450 человек. Кроме того, в порядке, определяемом Минобороны, в случае избытка призывных ресурсов (а случай именно такой) на службу в резерве могут быть призваны и иные граждане. По прогнозу Минобороны, службу в резерве будут проходить около 3,5 тысячи человек.

Конкретнее говорить об этом можно будет только в январе, когда решатся все сопутствующие вопросы и будет закончено приведение в соответствие с новым законом всех нормативных актов. Предполагается, что на военную подготовку у резервистов будет уходить (в зависимости от сложности военно-учетной специальности) около 850 часов в год, а общий срок службы составит в два раза больше времени, чем у "обычных" солдат. То есть для неимеющих высшего образования - три года, для лиц с высшим образованием - два, для прошедших подготовку на военных кафедрах и факультетах по программе подготовки младших специалистов - год. К слову, получение образования, теперь не только высшего, но и профессионально-технического, и среднего специального, в том числе на заочном и вечернем отделении, - законная причина для отсрочки. Как говорится, не хочешь служить - иди учись. Зато, отмечают сотрудники военкоматов, выпускникам вузов, хотя служат они всего год, рады в любой воинской части: армии нужны не только крепкие, но и грамотные парни.

Кстати, о здоровье, которое, извините за каламбур, традиционно больной вопрос призывных кампаний. Как рассказал мне заместитель начальника главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил полковник Игорь Козел, количество признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья серьезного влияния на проведение призыва не оказывает. В цифровом выражении - это 10 - 15 (весной больше, осенью меньше) процентов от числа призванных. Причем статистика никак не подтверждает ритуальные плачи по поводу катастрофически ухудшающегося здоровья нации - на протяжении последних лет этот показатель практически не меняется. Как, впрочем, и число "уклонистов" - поиграть в подпольщиков всегда готовы около одного процента призывников. Какой в этом смысл - вопрос риторический. Тем более что перечень оснований, по которым граждане освобождаются от срочной военной службы или могут претендовать на отсрочку, с этого лета значительно расширен.

Президентский указ об очередном осенне-зимнем призыве уже подписан. Через неделю призывная кампания начнет набирать обороты. Как отмечают практически все заинтересованные лица, грубых ошибок, просчетов, обидных недоразумений, впоследствии оборачивающихся жалобами, а порой и трагедиями, с каждым годом становится все меньше. Будем надеяться, тенденция сохранится и этой осенью. Как подчеркнул депутат Виктор Гуминский, член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности, принятый закон отражает реальное движение к профессиональной и в то же время добровольной армии. Это, как показывает практика, самое эффективное и дееспособное сочетание. А главным критерием отбора должно стать не только железное здоровье, но и обязательное желание служить.

Фото Ивана СОБОЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter