Служить был рад не для наград

Личность, стратег, наставник — говорят о генерал–лейтенанте внутренней службы Пискареве все, кто его знает...
Личность, стратег, наставник — говорят о генерал–лейтенанте внутренней службы Пискареве все, кто его знает. Из своих 78 лет 45 отдал милиции. Прошел все ступеньки — от оперуполномоченного угрозыска до министра. Рассказывает Виктор Алексеевич Пискарев.

— В 1967 году меня назначили руководителем УВД Мингорисполкома. Время было трудное. Пустые прилавки провоцировали хищения и квартирные кражи. А профессионалов, чтобы раскрывать эти преступления, не хватало: многие пришли в милицию без специального образования, прямо с фронта. Некоторые районные отделы внутренних дел ютились в бараках и подвалах. Переезд в благоустроенные помещения стал по тем временам целым событием. И тогда же был открыт... университет культуры для работников милиции! Преподавали в нем известные писатели, поэты, художники, скульпторы, артисты: Николай Еременко, Заир Азгур, Иван Шамякин, Сергей Михалков и многие другие.

...В 1983 году в Мозыре за убийство инспектора рыбнадзора и следователя прокуратуры осудили нескольких человек. А вскоре выяснилось, что эти люди невиновны. Настоящих преступников удалось изобличить только в результате расследования другого тяжкого преступления. Была опубликована статья в «Известиях» «Тень одной ошибки». Она стала предметом разбирательства на заседании бюро ЦК КПБ. По итогам этого разговора были приняты крутые (считаю, слишком суровые) меры: сняты с должностей министр внутренних дел и прокурор республики, а также их первые заместители. Криминогенная обстановка в республике осложнялась еще одним обстоятельством: продолжались изнасилования и убийства женщин в Витебской области. Мой опыт вновь оказался востребован в Белоруссии: с поста начальника Главного управления ГАИ МВД СССР я был переведен на должность министра МВД БССР.

Поиски неуловимого маньяка велись буквально день и ночь. Были установлены посты на всех выездах из Витебска. Опрашивались тысячи водителей и пассажиров. Наконец нашлась свидетельница, которая видела, как одна из последних жертв садилась в красный «Запорожец», в номере которого была цифра 4. Вскоре оперативники вышли на предполагаемого убийцу — Михасевича. Преступник уже сидел на чемоданах, готовился податься в бега. К счастью, мы его опередили. И опять всплыла тень роковой ошибки. Не скрою, потребовалось мужество, чтобы ее признать. Несколько человек по «витебскому делу» уже были осуждены, один из них — расстрелян...

Вторая половина 80–х годов. Чернобыль, потом — «горячие точки», затем — политические страсти внутри страны.

И то, что в Минске не стреляли по парламенту, не убивали людей на многотысячных демонстрациях, не допустили криминального террора, большая заслуга не только ответственных политиков, но и нашей милиции...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter