Служить бы рада — не берут!

Женщина тридцати двух лет со средним образованием, имеющая одного или нескольких детей — таков сегодня портрет типичного безработного в Беларуси На протяжении ряда лет наша страна имеет едва ли не самый низкий уровень безработицы среди всех стран Европы. Вместе с тем говорить о том, что на национальном рынке труда решены все проблемы, пока не приходится. И, пожалуй, едва ли не самой серьезной из них является ситуация с трудоустройством женщин. Всего несколько цифр. По данным Министерства труда и соцзащиты, из 52,6 тысячи человек, которые состоят на учете в центрах занятости населения, 34,8 тысячи — это “домохозяйки поневоле”. Причем подыскивать для них свободное место не так уж просто. Поэтому неудивительно, что в статусе безработного женщины находятся примерно на два месяца больше, чем мужчины. А люди, поиски вакансий для которых затягивается на год, составляет 84 процента. Чем объяснить такое положение дел, почему женщин принимают на работу по “остаточному” принципу и где выход?

Заложницы двух “К” — кухня, “киндер”
Не так давно наш общий знакомый Вадим, ныне директор небольшой компании, вывесил на сайте объявление о поиске сотрудника на вакантную должность представителя по связям с общественностью. Телефон секретариата едва ли не задымился от бесконечных звонков представительниц прекрасной половины человечества. Молодые девушки, только что окончившие университет, женщины с опытом работы, многодетные мамы, решившие, что тепленькое местечко и неполный график занятости полностью подходит под их образ жизни, — звонили все. Директор был очень недоволен: “Неужели ни одного звонка от приличного молодого человека?.. Ладно, придется выбирать среди этих мадам”. Он милостиво разрешил нам присутствовать на собеседовании, длившемся для каждой из десяти пришедших девушек максимум пятнадцать минут. Ни одна из них не устроила привередливого Вадима в качестве будущей сотрудницы фирмы, хотя несколько претенденток имели отличные портфолио.
“Чем же тебя не устроила Наталья Геннадьевна? — задали мы вопрос, когда десятка неудачниц удалилась, и мы с Вадимом решили выпить кофейку у него в кабинете. — 26 лет, красивая, с опытом работы, прекрасное знание английского, язык “подвешен” — дай бог каждому...”
“Понимаете, — доверительно сообщил строгий директор, — вроде она и подходит по всем статьям. Фирму не опозорит, это точно. Но у нее ребенку три года. Что меня ждет? Постоянные отпрашивания — у малышки зубик заболел, маленькая простыла; раз в два-три месяца стабильно десять дней больничного, а мне нужен человек, всецело отданный делу”.
“Хорошо, тогда почему не Ирина Петровна? Ей под сорок, дети выросли, зубик не будет помехой служению великому делу?”
“Под сорок, — скривился Вадим. — То-то и оно. Климакс на горизонте, истерики, слезы. В таком возрасте представитель по связям с общественностью будет скорее помехой. Это то же самое, что держать в приемной секретаршу-пенсионерку!”
“Возьми Любочку, ту, блондинку. Ей всего 22, детей нет”.
“Во-первых, — вдруг обозлился наш собеседник, — мне нужен человек с опытом работы, а эта девица без году неделя как защитила курсовую! Во-вторых, 22 — это возраст погони за замужеством. А там дело недолгое: беременность, декрет, пеленки, ясли, зубик, больничный — и пошло-поехало!”  
“Послушай, выходит, у женщины вообще нет шансов получить это место?” 
“Честно говоря, шансов маловато. Да я не один такой привереда, меня любой здравомыслящий начальник поддержит. Хотите знать мое мнение? Вернуть бы времена, когда вашим уделом были кухня и детская. Женщина-сотрудник — это постоянная головная боль начальства. Нет уж, выбирайте: или ты — жена и мать семейства, или — упорная карьеристка. Современные условия на рынке труда диктуют свои правила”, — Вадим был непреклонен.
На следующий день он добавил в объявление на сайте всего одно предложение: “Предпочтение — мужчинам 25—35 лет”.
Больше прав — меньше шансов?
Не секрет, что многие наниматели, собираясь брать на работу женщину, в первую очередь обращают внимание в анкете не на ее профессиональные качества, а на графу “семейное положение”. И если у претендентки на вакансию есть дети — это большой минус.
Впрочем, 100-процентной гарантии получить желанное место нет и у тех, кто еще не обзавелся потомством. Руководитель предприятия или организации следует примерно тем же логическим путем: мол, если девушка замужем, она вот-вот может родить, а если одинока — то найти избранника и забеременеть. Словом, здесь вести речь о равной конкуренции с работником-мужчиной приходится лишь условно.
Высказать свою точку зрения, почему сегодня на рынке труда сложилась такая ситуация, мы попросили координатора программ в области социальной политики ЮНИСЕФ Ирину ЧУТКОВУ. Дело в том, что сегодня женская безработица стала проблемой общеевропейского масштаба. Именно поэтому данная организация в качестве главного партнера Министерства по труду и соцзащите подключилась к решению вопроса о профессиональной невостребованности слабого пола в нашей стране.
— В белорусском законодательстве предусмотрено достаточно мер по защите женщин на рынке труда. Однако здесь получилась палка о двух концах, — объясняет Ирина. — С одной стороны, мы даем работнице ряд преимуществ. Но с другой — чем больше закрепляем за ней льгот, тем менее желанной она становится для нанимателя. К примеру, имея дело с матерью-одиночкой, руководитель держит в уме необходимость предоставления “лишнего” выходного. Трудоустройство женщины с ребенком — повод задуматься о постоянных больничных. А если дети совсем маленькие, значит, в любом случае придется заключать контракт как минимум до достижения ими пятилетнего возраста.
— Но, согласитесь, вообще отказаться от льгот тоже не выход!
— Согласна. Подойти к решению этой проблемы можно несколько с другой стороны. В частности, распространить все нынешние “привилегии” не только на женщин, но и на мужчин. В таком случае наниматель не будет видеть существенной разницы между “слабым” и “сильным” полом. Причем идею “равных льгот” можно не только пропагандировать, но и стимулировать. К примеру, по данным статистики, на раздел отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет между двумя родителями решится в среднем 1 процент мужчин от общего количества “декретников”. Однако нет сомнения, что такой показатель был бы гораздо большим, если бы желание отцов на некоторое время оставить работу и поухаживать за малышом поощрялось увеличением размера пособия или продолжительности самого отпуска.
— Получается, главное — уравнять права?
— К сожалению, не все так просто. Необходимо учитывать, что повышенным спросом у нанимателей пользуются типично “мужские” специальности — прораба, каменщика, бетонщика, столяра, слесаря, водителя автотранспорта... А вот вакансии по “женским” профессиям — в дефиците. Причем в первую очередь это касается небольших городов и поселков, поэтому не случайно сегодня проблема с трудоустройством в регионах признана едва ли не самой сложной. И ее решение станет основной задачей новой программы занятости.
Что делать?
Несмотря на то что проблема женской безработицы, как говорится, стара как мир, на нее никто не закрывает глаза, и государство делает многое для максимальной защиты женщин на рынке труда. Отметим лишь несколько пунктов: продление контракта с работницей, имеющей детей, сроком на пять лет, приоритетное бесплатное переобучение или обучение женщин, имеющих детей и состоящих на учете в центре занятости, создание новых рабочих мест и проведение ярмарок вакансий. Ярмарки,  кстати, получили широкое одобрение как ищущих работу женщин, так и их потенциальных нанимателей.
— Подобные ярмарки мы проводим раз в год, — говорит заместитель начальника отдела Минского городского центра занятости населения Инна Семенова. — Безработные женщины могут встретиться с представителями кадровых служб предприятий, организаций, учреждений, задать интересующие их вопросы. Что очень важно, ярмарки вакансий информируют о тех профессиях, которые пользуются наибольшим спросом на рынке труда. Кроме того, при непосредственном контакте нанимателя с потенциальными работниками быстрее осуществляется трудоустройство. К примеру, на последнюю ярмарку вакансий пришло 55 представителей предприятий, и в тот же день удалось обеспечить рабочими местами 38 женщин.

Мнение И.о. директора центра занятости Вилейского райисполкома Марина СТАВСКАЯ:

— Среди безработных, состоящих у нас на учете, 93 процента — женщины, для которых практически нет вакансий. Ситуация резко ухудшилась после закрытия стеклозавода и сокращения штата работающих на заводе “Зенит”. Служба занятости предлагает безработным женщинам осваивать новые специальности, на которые есть хоть какой-то спрос: маляр-штукатур, продавец, парикмахер, визажист. Кроме того, центр оказывает содействие и выделяет ссуды и субсидии женщинам, открывающим свое дело. К сожалению, многие женщины рассматривают регистрацию в службе занятости не столько как средство поиска работы, а как возможность получать выплату на ребенка старше трех лет. Ведь для этого родители обязаны предоставить документы о том, что они состояли на учете не менее шести месяцев в году, предшествующем обращению за пособием.

  Гендерные стереотипы

По данным столичного кадрового агентства “Квадрат”, 42 процента нанимателей предпочитают приглашать на работу мужчин, 25 — иметь дело с женщинами. И только 10 процентов делают акцент на семейном статусе, наличии либо отсутствии детей. Между тем, как отмечает директор агентства Наталья Найденкова, у нанимателей сложились определенные стереотипы по поводу работников-женщин. Причем большинство отмечает как их положительные, так и отрицательные стороны.

Преимущества
* Женщины более деятельны и оптимистичны, сферы их интересов достаточно разнообразны.
Новое поколение женщин (20—30 лет) принципиально отличается по своим жизненным приоритетам от 40-летних. Они нацелены на достижение финансовой и психологической самостоятельности, успешной карьеры, проявляют здоровый прагматизм.
В предпринимательстве не обойтись без чисто женских качеств — гибкости мышления и поведения, доброжелательности и общительности.

Недостатки
* Женщины по сравнению с мужчинами слишком поздно начинают делать карьеру.
Главная помеха в работе — неумение представительниц слабого пола работать в команде, быть снисходительными к другим.
Женщины чересчур много значения придают своим симпатиям и антипатиям. Для них типична фраза: “Он или она мне не нравится, поэтому я не буду с ним или с ней работать”.
* Нерешительность. Когда сотруднице поручают какое-либо ответственное задание, она, как правило, задает себе вопрос: “Смогу ли я справиться с этим делом?” А вот сотрудник-мужчина в подобной ситуации в первую очередь думает, что ему это даст.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter