Служить бы рад. Не для наград

Дискуссия о том, какой должна быть армия, периодически поднимается в различных государствах и никого не оставляет равнодушным. Что в принципе и неудивительно, ведь армия — это своего рода индикатор общего состояния дел в обществе и государстве. Не говоря уже о прямом ее назначении. Абсолютно очевидно, что только эффективные и боеспособные Вооруженные силы смогут достойно защитить страну от любого агрессора.

Из окна моего дома — вид на школьный стадион. Каждое утро вижу на нем молодого человека: он методично разминается, бежит кросс, затем по двадцать раз подтягивается на перекладине, отжимается на брусьях, усиленно “накачивает” пресс. И все делает настолько заразительно, что, признаюсь, решил как-то и я вспомнить свои былые спортивные достижения и составить ему компанию. Разговорились. Олег учится в десятом классе одной из минских школ. Отец — военнослужащий в звании полковника, заместитель командира воинской части, мать — учительница начальных классов. Через полтора года парню предстоит пройти армейскую службу. Вот и готовится к ней загодя: вдобавок к утренним тренировкам увлекся еще восточными единоборствами.
— Но при желании можно от призыва и “откосить”, все-таки у отца наверняка есть связи? — задаю вопрос не в бровь, а в глаз.
— А зачем? — недоуменно пожимает плечами собеседник. — Я намерен идти служить осознанно, чтобы стать настоящим мужиком, а в случае чего, суметь защитить себя, своих близких, свое государство. И потом, в армии можно получить специальность, которая наверняка пригодится на гражданке.  
Что ж, действительно мужской ответ. Примечательно, что среди нынешних белорусских призывников тех, кто идет в армию с истинным патриотическим настроением, становится все больше. И не только из-за карьерных соображений (устроиться на госслужбу или в силовые структуры без службы в армии очень проблематично), а чтобы стать настоящим защитником Отечества. И это, как отмечают военкомы, не квасной патриотизм, а реальные факты.
Порой доходит до смешного. Парни, списанные по состоянию здоровья, пытаются обмануть медкомиссию. Или за детей хлопочут родители, буквально преследующие военных с просьбой забрать их чадо в армию.
— К сожалению, подобные просьбы мы не всегда можем удовлетворить, — говорит начальник главного организационно- мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси — заместитель начальника Генштаба генерал-майор Игорь Глод. — Нарушать законы никто нам права не давал, и если медкомиссия признает кого-то негодным к военной службе, призывная комиссия не вправе что-либо изменить. Но сама тенденция не может нас не радовать. Приведу такой пример. По итогам предыдущей призывной кампании в военкоматы не явилось всего около двух процентов от общего числа граждан, подлежащих призыву. Когда такое было? Причем многих из “нарушителей” и уклонистами даже не назовешь. Скажем, уехал он учиться или работать в ту же Россию и не подумал сняться с учета.
Армия в глазах белорусского общества становится все более популярной. И это при том, что по закону в Беларуси отсрочки от призыва на военную службу предоставляются в 20 случаях. Для сравнения: в Российской Федерации — в 18, причем половину из них хотят отменить уже в следующем году, в Украине — в 16 случаях.
То есть ребята с охотой идут служить. Как следствие, у призывных комиссий появилась возможность ужесточить отбор призывников.
Наши “покупатели”, приезжающие за пополнением, сегодня ведут себя, как капризные невесты, — “возмущается” Александр Зайченко, сотрудник одного их столичных военкоматов. — Хотят, чтобы будущий солдат был и высокого роста, и физически развитый, и чтобы семья у него была полной, и образование соответствующим.
Раз уж есть возможность выбора, то почему не выбрать?
— Говорят, профессиональный военнослужащий лучше справляется со своими задачами, сможет эффективнее использовать высокотехнологичное вооружение и военную технику, и в этом его главное преимущество перед солдатом срочной службы.
— А это смотря как его учить, — не соглашается со мной Игорь Глод. Да, мы планируем к 2010 году на 50 процентов укомплектовать армию солдатами и сержантами контрактной службы. Но в целом система комплектования личного состава останется смешанной.
В настоящее время в частях и подразделениях Вооруженных сил Беларуси ежегодно проходит службу около 20 тысяч человек. Более половины из них — офицеры, прапорщики и солдаты-контрактники. А те солдаты, которые служат полтора года, получают военно-учетную специальность, осваивают вооружение, боевую технику и, поверьте, тоже становятся профессионалами, подчеркивает генерал-майор. Уже сегодня в Беларуси созданы все условия для того, чтобы избавить солдат от несвойственной им деятельности, не имеющей никакого отношения к воинской службе. Практически везде упразднена караульная служба (ею занимается военизированная охрана). Сокращаются различные наряды и хозработы. В скором времени в белорусской армии не останется даже повара, проходящего срочную службу. В общем, упор делается на усиленную воинскую подготовку. Армия есть армия, и солдаты должны здесь научиться главному — защищать свою Родину.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter