Служение

Человек и его дело
Родным и друзьям казалось, что свой жизненный выбор он уже сделал, когда поступил в бобруйское медицинское училище. Мама, медицинская сестра, радовалась — сын идет по ее стопам, и нрав для медика у него подходящий: спокойный, рассудительный, добрый. Таких врачей пациенты любят, таким доверяют... Алексею уже мечталось о медицинском институте, как неожиданно для себя зашел в местный храм и понял, что именно здесь, в этом красивом и светлом месте, чувствует себя... дома. Вслед за таинством крещения последовала паломническая поездка в Жировичи, знакомствос семинарией. Здесь пришло решение, с которым долго не могли смириться родители («Что этоза профессия?»): его жизнь отныне принадлежит Церкви, его делом становится Служение...

После семинарии была учеба на богословском факультете государственного университета имени Аристотеля в Греции, годовая стажировка в Тюбингенском государственном университете в Германии. Уже дома, в Минской духовной академии, защитил под руководством владыки Филарета кандидатскую диссертацию. И с каждым днем крепла уверенность в том, что жизненный выбор сделан правильно...

Сегодня иеромонах Серафим (Алексей Белоножко) служит в минском Свято–Духовом кафедральном соборе. И еще есть у него дело, которое он тоже называет Служением. Дело именуется Институтом теологии Белорусского государственного университета. Подготовка специалистов–теологов ведется в республике более 10 лет, но только в прошлом году государство поддержало идею их подготовки, придав институту статус государственного и финансируя учебу студентов из республиканского бюджета. Кандидат богословия отец Серафим стал в Институте теологии имени святых Кирилла и Мефодия при БГУ первым проректором.

— Отец Серафим, должность первого проректора высшего учебного заведения, да еще в структуре БГУ, предполагает очень земные заботы, обязанности и ответственность. Насколько легко вам, священнослужителю, выполнять такую роль?

— Священником я чувствую себя везде: в кафедральном соборе, на заседании ученого совета БГУ, в аэропорту, в метро. Это можно назвать постоянным состоянием души, осознанием своей миссии, но больше всего все–таки подходит определение «Служение»... Наш институт готовит будущих теологов, или богословов (русский эквивалент греческого слова), — людей, которые уже завтра придут преподавать гуманитарные дисциплины в разные учебные заведения, будут работать в научно–исследовательских институтах, издательствах, СМИ, общественных и благотворительных организациях, в церкви. И сегодня они учатся вести диалог по сложным проблемам религиозно–философского характера, аргументированно отстаивать свою позицию, свободно ориентироваться в современной научной религиоведческой информации. Словом, готовятся достойно служить делу христианского просвещения. И потому моей нынешней роли проректора сан священника не только не мешает — помогает.

Не скрою, приятно сознавать, что напрямую причастен к становлению самостоятельного (государственного!) института теологии — первого не только в нашей республике, но и в странах СНГ. Хочу заметить, что многие университеты Европы начинали свою историю именно с богословских факультетов. И сегодня они остаются в структуре самых авторитетных европейских вузов.

— Судя только по тому, что при поступлении в институт требуется характеристика–рекомендация настоятеля церковного прихода, случайные люди в институт не попадают. Кто–то даже считает, что без родителей–священнослужителей к вам не поступить... А на самом деле, каких студентов вы ждете?

— Мнение, будто все студенты–богословы имеют родителей–священнослужителей, ошибочно. Таких немного... А в характеристике–рекомендации обычно отражается интерес к церкви, будущему делу. Да и устный экзамен по библейской истории позволяет понять, насколько осознанный выбор делает человек... А ждем мы студентов современных, целеустремленных, ответственных. Причем не просто ждем, а ведем определенный поиск «своих» будущих воспитанников в течение учебного года. Первый результат уже есть: если в прошлом году на день открытых дверей к нам пришли 8 человек, то в этом году уже 40. К слову, богословское образование в нашем институте получают не только юноши, но и девушки...

«Случайным» студентам вряд ли по силам постичь цикл наук, которые занимаются исследованием опыта христианской жизни, истории церкви, богослужения, вероучения. Раннехристианское искусство, гомилетика (наука о церковной риторике и проповеди), сектоведение, религии Древнего Востока, библейская археология, история Русской православной церкви — это только малая часть наших специальных дисциплин. Есть еще, естественно, обязательный блок социально–гуманитарных дисциплин. Современный богослов должен также освоить начальный курс нескольких классических и древних языков и свободно говорить на одном, по крайней мере, иностранном языке.

— Из вашего ответа я поняла, что хороший богослов должен быть и филологом, и историком, и педагогом... А вот само общество, на ваш взгляд, почувствовало, что богословы ему нужны? Может быть, правы те, кто считает, что новое «продвинутое» поколение богословов должно в первую очередь укрепить православную церковь в кадрах?

— Укрепить в кадрах — безусловно. И все–таки наша цель объемнее — одухотворить, облагородить гуманитарное образование в целом. Люди сегодня хотят слышать, знать мнение священников, богословов, поскольку интуитивно чувствуют, что именно христианское богословие может дать ответы на самые жгучие вопросы современности. Так что общество вполне осознает, зачем ему богословы.

Но под лежачий камень, как известно, вода не течет. Мы сами должны продвигать своих выпускников, говорить много и вслух о том, что главный университет страны растит специалистов, готовых отвечать на растущий интерес общества, особенно молодежи, к вопросам религии, веры, церкви. Это показывают социологические опросы последнего времени как в России, так и в Беларуси. И этот интерес необходимо удовлетворять, причем на самом высоком научном уровне. Иначе наше место обязательно займут другие. Что может произойти в результате, мировой опыт, кажется, уже показал. Как крайность — это проявления религиозной нетерпимости, фанатизма, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, терроризма...

— Совсем недавно вы сами были еще студентом–богословом, а сегодня уже представляете институт вместе с ректором митрополитом Филаретом на ученом совете БГУ, на других важных мероприятиях. Чувствуете к себе какое–то особое отношение со стороны руководителей других факультетов университета?

— Действительно, я как член ученого совета БГУ участвую не только в его работе, но и во всех событиях, которые проходят в университете. Особое отношение? Чувствую. Поэтому стараюсь без особого повода рясу не носить — дабы внешнее не препятствовало отношению с людьми. Вообще–то я очень деликатно отношусь к атрибутам — они для меня важны, но деловые вопросы чаще всего решаю в светском костюме. Торжественные мероприятия, где я представляю институт, например юбилеи факультетов, — иное дело.

— Любопытно, с какими подарками ходите на такие дни рождения?

— Юрфаку подарили картину. Декан сказал, что она находится в его рабочем кабинете и дарит всем хорошее настроение. Нам это очень приятно... Дарим иконы... Люблю дарить цветы. Подарок зависит от ситуации. Руководствуюсь принципом: подари другому то, что хотел бы, чтобы подарили тебе.

— А лично вам что дарят на праздники?

— На мой день рождения ректор БГУ Василий Иванович Стражев прислал букет роскошных роз солнечного цвета. Я был очень тронут таким вниманием... Друзья дарят подарки разные. Например, недавно подарили очень симпатичные рюмочки из оникса.

— Ваша сегодняшняя жизнь насыщена событиями и впечатлениями, вы немало ездите по свету... Вот сейчас выяснилось, что и друзья у вас есть... А между тем вы, отец Серафим, приняли монашество, что в моем, мирском представлении означает в некоторой степени удаление от мира, уединение...

— Все, чем я занимаюсь, делается для Церкви, и я стараюсь принести пользу там, куда меня определило руководство. А сфера образования традиционна для монашества во всем мире... По–настоящему монахом чувствую себя поздно вечером дома, когда закрываю дверь и никто не может побеспокоить. Правда, остается еще телефон...

Понимаете, ни христианство, ни Церковь, ни даже монашество ничего доброго у человека не отнимают. Все то хорошее, что есть в мире, Церковь возвышает и преображает... И я рад, что у меня есть друзья, в том числе и в университете, и с удовольствием бываю у них в гостях. И они у меня бывают. Правда, в моей квартире только–только завершился ремонт, и потому в последнее время я ходил в гости больше, чем приходили ко мне... Нас связывают очень добрые, искренние отношения, и дружим мы потому, что в общении растем, развиваемся, чему–то друг у друга учимся. Общение с друзьями и единомышленниками ценит любой нормальный человек.

— И, как любому нормальному человеку, проректору полагается отпуск. Говорят, нередко вы посвящаете его участию в научных конференциях...

— Как говорит митрополит Филарет, самый лучший вид отдыха — смена видов деятельности. И научные конференции подходят для такой перемены... Впрочем, конференции случаются и помимо отпуска — в этом учебном году мне довелось дважды побывать в Италии и дважды в России. В Риме проходила научная конференция «Библия в жизни общества», посвященная юбилею второго Ватиканского Собора, где я в качестве гостя представлял Православную церковь Беларуси. Было много интереснейших встреч, в числе которых — разговор с новым папой Бенедиктом XVI. Вместе с православными священниками из Грузии, Ливии и США провел службу в греческой православной церкви в Риме. Это очень красивый храм VI века среди древних развалин римского форума... А цель второй поездки в Италию была святая и ответственная — привезти в Беларусь частицу мощей святителя Николая, особо почитаемого у нас... Вместе с митрополитом Филаретом и преподавателями нашего института мы встречались с руководителями Римско–католической церкви, побывали в папском университете «Урбиана» и договорились, в частности, о том, что наши выпускники, а также выпускники Минской духовной семинарии смогут проходить здесь учебные и научные стажировки... Мы побывали и в городе Бари, где находятся мощи святого Николая. Там же совершили литургию. Молились о нашей стране, о дорогих для нас людях, студентах и преподавателях, родных и друзьях.

— Все, кому жизнь подарила радость хотя бы недолгого общения с митрополитом Филаретом, помнят об этом всю жизнь. Вам, отец Серафим, повезло, наверное, намного больше других: митрополит как ректор института — ваш непосредственный начальник. Стало быть, видитесь вы с ним часто...

— Митрополит — душа нашего института, и он участвует по мере возможности во всем, что там происходит. Но при этом он еще и очень занятой человек. И в институте у нас, увы, очень немного времени для простого человеческого общения, о котором вы говорите, — все только по делу. Зато когда удается сопровождать митрополита в поездках, когда мало «отвлекающих факторов» и почти не звонят мобильные телефоны — вот тут понимаешь, что это за привилегия — легкое, интересное общение с мудрым, жизнерадостным, ироничным и всегда таким разным владыкой. Какая богатая и выразительная у него речь, какие емкие и яркие определения он дает явлениям, ситуациям, людям... Жизненная планка, которую поставил себе митрополит, очень высока, и брать пример с него непросто. Но в трудные минуты, признаюсь, вспоминаю именно митрополита.

— Вот вы сказали о «высокой планке»... А каким представляется отцу Серафиму его будущее?

— Есть хорошие библейские слова, которыми можно ответить на ваш вопрос: «Не заботьтесь о завтрашнем дне. Каждому дню довольно своей заботы». Есть и другие, главный смысл которых такой: если будет угодно Господу и будем завтра живы, здоровы — тогда и сделаем... Моя сегодняшняя жизнь, интересная и насыщенная, мне по душе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter