Служебный бензин для жен начальников?!

Хрущев,  Брежнев,  Машеров  и  другие  VIP-персоны  в  своих  поездках  по  Брестчине  предпочитали  разный  скоростной  режим…

Хрущев,  Брежнев,  Машеров  и  другие  VIP-персоны  в  своих  поездках  по  Брестчине  предпочитали  разный  скоростной  режим…

Белорусская Госавтоинспекция ведет свое летоисчисление с 3 июля 1936 года. Этот день для брестчанина Аркадия Гришановича примечателен вдвойне. 3 июля 1951 года он был назначен на должность инспектора ГАИ Брестской области. Через десять лет стал начальником этого ведомства, которым руководил 22 года. 

С  мотоцикла — на  самолет

Сначала 23-летнему лейтенанту, закончившему Бобруйский автотранспортный техникум, было нелегко. Приходилось много ездить по районам на попутном транспорте, так как своего поначалу не было. Гришанович нашел брошенный мотоцикл М-17, отремонтировал его, восстановил только первую и четвертую передачи. Так и ездил на этом «мессершмите», как окрестили мотоцикл в народе. Чуть позже отделение ГАИ получило американский «Харлей Дэвидсон». 

Аркадий Антонович вспоминает, что в обязанности инспектора милиции в те годы входил контроль расхода топлива в организациях. Кое-где такой назойливой опеке сопротивлялись. Но стоило инспектору показать соответствующий указ с грозной подписью Сталина, как эта «санкция» действовала мгновенно. Поэтому жены начальников в то время ездить по магазинам на служебных машинах своих мужей остерегались. 

В 50-х строго контролировалось и техническое состояние машин. Причем больше не с целью аварийной профилактики, а продления срока службы. Инспектор мог наказать водителя, если тот не поддерживал нужную плотность электролита. А еще сотрудник ГАИ возил фонендоскоп – трубку со звукоулавливателем. При помощи его, как доктор, прислушивался к двигателю, определяя, нет ли в его работе перебоев. 

С годами штат областной Гос­автоинспекции расширился (поначалу было всего пять инспекторов), возникла необходимость контроля за работой подчиненных в районах. Гришанович часто использовал для этой цели… самолет АН-24. Дело в том, что в те годы начальник Брестского аэропорта обязан был совершать полеты, чтобы не утратить навыки. В попутчики он с охотой брал начальника ГАИ, который с высоты птичьего полета инспектировал посты на дорогах области. Поэтому долгое время на Брестчине работники ГАИ принимали любой «кукурузник» за воздушную проверку Гришановича. 

Не  все  генсеки  любили  быструю  езду…

В послужном списке бывшего начальника Брестской ГАИ был и особый круг обязанностей – сопровождение кортежей автомобилей руководителей державы и зарубежных лидеров. Первым его «подопечным» был Никита Хрущев. Личные водители генсека никак не могли запомнить лесные дороги от железнодорожного узла до беловежской резиденции, и поэтому Гришановичу не раз приходилось ездить вместе с ними по этому маршруту в бронированном ЗИЛе Никиты Сергеевича. 

Леонид Брежнев ездил гораздо быстрее своего предшественника. Брестским инспекторам ГАИ он запомнился одним своим капризом. Его раздражал пульсирующий свет мигалок на идущих впереди милицейских машинах, поэтому сзади такие «маяки» приходилось заклеивать. 

Во времена Машерова скорость правительственных «кавалькад» возросла до 140 километров в час. Но Гришанович всегда нацеливал своих подчиненных на соблюдение служебной принципиальности. Не раз, следуя во главе колонны машин Машерова, он деликатно уклонялся от настойчивых предложений охраны по рации прибавить газу. По прибытии на место иногда с тревогой ждал разносов за неподчинение. Но их, как правило, не было. Машеров, по-видимому, ценил принципиальность, а не угодливое повиновение. 

И все-таки работа с высокими гостями всегда была сопряжена с риском. Однажды при выезде из Ивацевичей в аварию попал автомобиль с председателем Президиума Верховного Совета БССР Федором Сургановым и командующим ВВС Белорусского военного округа генерал-лейтенантом Леонидом Бедой. Погибли два достойных человека. После этой трагедии на правительственном уровне было принято решение ограничить скорость транспорта какого бы то ни было служебного уровня до 100 километров в час. Увы, через четыре года беда случилась в другом месте. В Минской области на трассе погиб сам Машеров. Возможно, потому, что рядом не оказалось принципиальных и ответственных сотрудников Госавтоинспекции. 

Будни  вчера  и  сегодня

Напряженны и сегодняшние будни ГАИ Брестчины. Кстати, здесь служит сын нашего героя майор милиции Юрий Гришанович, инспектором ГАИ мечтает стать и его внук Сергей, заканчивающий службу в армии. На 440 сотрудников областной ГАИ сегодня приходится более четырехсот единиц автотранспорта. В прошлом году только за управление автомобилем в нетрезвом состоянии ими задержано примерно 12 тысяч нарушителей. 

Приграничное расположение оборачивается увеличением потока автомобилей, что предусматривает повышенные требования к работе Гос­автоинспекции. Возможно, именно поэтому на Брестчине первыми в республике «обкатывают» новые и забытые старые приемы повышения безопасности на дорогах. Здесь возобновили дежурства на дорогах общественных дружинников, внедрили безотказную систему выявления нарушителей скоростных режимов при помощи видеозаписи, вменили в обязанности инспекторов распространение светоотражающих элементов. По традиции серьезно работают с юными помощниками ГАИ, которые из года в год лидируют в республиканских соревнованиях. 

Что же касается сопровождения высоких официальных лиц во время поездок по области, то в этом отношении безукоризненная работа брестской службы ГАИ отточена до мелочей. Сказывается местный опыт минувшего столетия. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter