Служебное дело

Все больше стран возвращаются к призыву в армию
После окончания холодной войны многие страны отказались от всеобщей воинской обязанности в пользу контрактной службы. Однако в последнее время наблюдается обратная тенденция. С 1 сентября этого года обязательный призыв вернули в Литве. Еще раньше на попятную пошла Украина. Все более настойчиво высказываются такие идеи в Швеции, Польше, Германии. Почему же срочная военная служба снова становится популярной? И какая армия на самом деле лучше?


В советское время в группировку войск на территории Беларуси входило более 280 тысяч военнослужащих. А Краснознаменный Белорусский военный округ по праву считался самым боеспособным в Вооруженных силах СССР. После развала Советского Союза небольшой европейской стране, не имеющей геополитических амбиций, такое количество полков и дивизий оказалось ни к чему. Тем более что содержать их в финансовом плане  было очень накладно. В ходе реформирования армии ее численность постепенно сократили до 60 тысяч человек, взяв за основу смешанный принцип комплектования — как за счет солдат срочной службы, так и за счет контрактников.

Сегодня и наши, и зарубежные военные аналитики сходятся во мнении, что по выучке и подготовке личного состава наша армия входит в число самых боеспособных на континенте. Однако нередко звучат мнения о том, что нам, дескать, следует отказаться от всеобщей воинской обязанности. Аргументы все те же: времена массовых сражений на поле боя давно ушли в историю. В эпоху современных технологий безопасность обеспечивается не количеством солдат, а качеством подготовки личного состава и уровнем технического оснащения. Поэтому обороноспособность страны должна лежать на плечах профессионалов.

— Для континентальной страны, находящейся на сложном геополитическом перекрестке, необходимо наличие массового резерва подготовленных в военном отношении людей, — категоричен политолог Андрей Поротников. — Одной из форм такой подготовки является срочная служба. Так что никакой адекватной альтернативы смешанной форме комплектования нет и не будет. По крайней мере, до тех пор, пока ведутся войны на планете Земля.

К тому же всегда надо просчитывать цену вопроса. Если мы призываем, допустим, наводчика-оператора или механика-водителя на год, то он полгода учится, полгода служит и потом уходит в запас. Если же возьмем его в армию лет на 10—15, то нужно создавать инфраструктуру: строить квартиры для контрактников и их семей, детские сады, школы, а самим военнослужащим платить приличные зарплаты. Вряд ли наша страна сейчас готова к таким расходам.

Директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция” Александр Шпаковский ссылается на неудачный опыт наших соседей.  

— Почему в Литве решили вернуться к призыву? Потому что, как выяснилось, нынешняя профессиональная армия не только не способна самостоятельно сдерживать агрессию противника в течение трех дней, как это предписано документами НАТО, но и, в принципе, до штатной численности литовской армии не хватает 3—3,5 тысячи человек, а многие подразделения только на треть укомплектованы личным составом.


В проекте республиканского бюджета Беларуси на 2017 год на национальную оборону запланировано 924,5 миллиона рублей (около 460 млн долларов)

Пять лет назад отказалась от призыва Германия. И все бы ничего (страна-то небедная и людей там хватает), но угроза терроризма и резкое возрастание напряженности в Европе заставляют немецких политиков и военных рассуждать о возврате к срочной службе. С недавних пор восстановлен всеобщий призыв и в Украине.

Александр Шпаковский считает весьма интересным опыт вооруженных сил Швейцарской Конфедерации, где войска комплектуются на смешанной (профессионально-добровольческо-призывной) основе. Все мужчины, годные по медицинским показаниям, проходят службу в армии либо подразделениях гражданской обороны. Срок службы для призывников составляет 260 дней, распределенных на 10 лет, что позволяет поддерживать определенный уровень подготовки личного состава на протяжении длительного времени. По сути, армия Швейцарской Конфедерации — это ополчение, руководимое профессиональными военными. Это интересно для нашей страны с учетом практикующегося у нас использования войск территориальной обороны.

Впрочем, дело не только в способе комплектования и численности вооруженных сил. Современная армия должна быть мобильной и оснащенной самой современной техникой. Нарастающая военная активность блока НАТО по периметру наших границ, появление новых глобальных вызовов, распространение терроризма, нелегальной миграции, угрозы гибридных войн и “цветных революций” требуют адекватного реагирования с нашей стороны. Отсюда и необходимость принятия новой Военной доктрины, и непрерывное переоснащение нашей армии новыми образцами вооружения и военной техники.

Например, в августе этого года в войска поступила новая радиолокационная станция “Противник-ГЕ”. Она способна обнаружить не только самолеты стратегической и тактической авиации, но и высокоточные крылатые ракеты типа “Томагавк”, а также самолеты, выполненные по технологии “стэлс”. Впечатляет и то, что станция одновременно может сопровождать до 150 целей!

Еще одна долгожданная новинка — реактивная система залпового огня “Полонез”. Ракеты одной боевой машины могут наносить точные удары сразу по восьми целям одновременно. Дальность поражения — 200 километров. При этом отклонение от заданных координат не превышает 30 метров. Просто поразительная точность! Значимость появления “Полонеза” у наших ракетчиков начальник Генерального штаба Вооруженных Сил — первый заместитель министра обороны Олег Белоконев оценил так:

— Многие технические решения, реализованные в РСЗО белорусскими разработчиками, не имеют аналогов в мире. Это один из элементов стратегического сдерживания и наиболее мощное средство огневой поддержки наземных группировок войск.

Новые разработки в военной сфере требуют инвестиций, и немалых. Поэтому вопрос, на что в первую очередь направлять выделяемый на оборону бюджет, немаловажен. Тем более что внедрение новых технологий в систему безопасности сулит увеличение экспортных возможностей страны. Ведь глобальный рынок вооружений развивается бурно и закрепиться на нем непросто. К тому же это солидная экономия средств — в армию поступают образцы нашей техники, а не купленной за огромные деньги за рубежом.

В ТЕМУ

Как служат в других странах

Среди всех стран НАТО призывная система комплектования армии сохраняется в Греции, Турции, Норвегии и Эстонии. Причем Норвегия первой в Европе ввела обязательную армейскую службу для женщин (от 7 до 19 месяцев). Обычный срок службы в Турции — 15 месяцев, Эстонии — от 8 до 11 месяцев, в Греции — 9 месяцев (моряки уходят на год).

В армию США можно добровольно пойти в возрасте от 17 до 32 лет, при этом срок службы не ограничен. А вот место ее прохождения не выбирают, и от “экзотического сафари” где-нибудь на Ближнем Востоке никто не застрахован.

Армия обороны Израиля — единственная в мире, которая построена по принципу профессиональной армии на базе обязательного призыва. Срок службы для парней три года, для девушек — два. Призывная система сохраняется также в России, Казахстане, Швейцарии, Сингапуре.

В Китае при существующем призыве вступить в армейские ряды можно лишь пройдя специальный отбор. Обычно сменить гражданскую одежду на военный камуфляж стремятся молодые люди из бедных сельских районов в расчете на жилье и стабильную зарплату.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter