Служба службой и обед по расписанию

Тем, чтобы работник был сыт, озаботились на уровне Правительства...

Вот данные опросов: 15 процентов из нас на работе не едят. Каждый второй берет из дому «ссобойку». И лишь треть полноценно обедают в столовой, кафе или заказывают в офис горячее — кому что по карману. У кого–то времени не хватает, кому–то условия работы не позволяют, а кто–то особо дотошный подсчитал, что если в году в среднем 260 рабочих дней, то на обедах можно сэкономить полторы зарплаты...


Тем, чтобы работник был сыт, озаботились на уровне Правительства. Мол, если есть час на обед — нужно его использовать по назначению. И задачу «как, где и за сколько» должен решать каждый наниматель. Постановление Совмина окончательно закрепило за ним ответственность по организации питания персонала. Минтруда и соцзащиты совместно с Федерацией профсоюзов до 10 июля уже должны подвести первые итоги. А к концу года — окончательные. Конечно, строгих правил тут нет. Но ведь некоторые предприятия этим вопросом вообще себя не обременяли: не то что комнаты для приема пищи — электрочайника, даже воды в офисе нет. Поэтому теперь горячее питание планируется сделать элементом соцпакета, а профсоюзы через коллективные договоры должны инициировать его удешевление.


На сухом пайке далеко не уедешь


Понятно, что иметь свою производственную столовую — дело затратное. Но, например, некоторые маленькие фирмы взяли на вооружение московский опыт и нанимают офисного повара, с которым оговаривают меню на неделю. Еще один современный подход: доставка питания по заказам работников. В Минске обеды по заявкам развозят десяток фирм!


— У нас выросло количество заказов в 3 раза, — замечает директор службы доставки обедов Дмитрий Пытляк. — За последние несколько месяцев компаний 6 — 7 прибавилось.


В Институте физиологии НАН пошли еще более простым путем: разгрузили холл от пыльных кактусов, старой мебели, сделали перепланировку и освободившуюся площадь сдали в аренду под буфет.


— У нас работают около 130 человек. Не каждому предпринимателю выгодно на такой коллектив что–то организовывать, но нашли желающих, — поделился опытом директор института Иосиф Залуцкий. — И теперь к нам заходят и из соседних фирм пообедать. Причем по нашей просьбе стали в буфет горячее в термосах привозить. Так что можно и щи, и борщ отведать. Всем по душе пришлось. Ведь научным сотрудникам, как и врачам, очень сложно бывает оторваться от рабочего процесса. А тут — в любой момент.


Кстати, у многих врачей — хирургов, анестезиологов, реаниматологов, операционных сестер — в рабочем графике просто невозможно выделить фиксированное время на обед. Есть целый список специалистов, у которых рабочий день заканчивается на час раньше за счет отсутствия перерыва на обед. Перекусить они, конечно, могут, но тогда, когда выпадет свободная минутка. И уж точно этих драгоценных минут не хватит, чтобы дождаться своей очереди в кафе. Иногда одно спасение — «ссобойка». Впрочем, например, во 2–й минской детской клинической больнице врачи обратились в свою же столовую, где готовилась еда для пациентов.


— У нас был только кафетерий, где продавались напитки, булочки, сладости, а поесть было нечего, — рассказывает председатель профкома больницы Елена Кислая. — Но готовить на одной кухне отдельно для врачей, отдельно для больных работники комбината питания сперва отказывались: мол, это нарушение! Стали выяснять, и оказалось, никаким законам это не противоречит. И сейчас с утра старшие медсестры собирают заявки. Наценку для нас сделали небольшую. Стоимость обедов потом вычитается из зарплаты. Питаются где–то треть сотрудников. Как правило, дежурные врачи, вся реанимация, урология. Помимо этого, у нас в каждом отделении есть комната отдыха с холодильником, чайником, микроволновкой.


Горяченькое подвезли?


Строители, в принципе, уже давно привыкли питаться тем, что с утра с собой захватили. Из тысяч строительных организаций буквально несколько десятков имеют столовые. А времена, когда горячие обеды рабочим развозили передвижные столовые, давно канули в Лету. Конечно, в бытовке есть микроволновка и чайник. Но едва ли кто–то носит с собой салаты и супы.


Первым горячее питание стало возить строителям ОАО «Мапид». Правда, пока только на самый крупный объект, в Каменной Горке, где задействованы полторы тысячи рабочих. Прямо в строительном городке поставили сборно–разборный буфет, к 12 часам из заводской столовой сюда приезжают два повара и с пылу с жару разливают по тарелкам щи–борщи. Тут же — столики, вешалки для верхней одежды, тепло, чисто. Правда, заявки принимают накануне. Поэтому тех, кто проголодался «спонтанно», увы, не обслужат.


Когда я подъехала к строительному городку, возле буфета уже выстроилась очередь. На первое — суп перловый с грибами. Два вида салата в контейнерах — «Несвижский» и с пекинской капустой и огурцом. Три вида мясных блюд: жареные куриные окорочка за 6.710, в два раза дороже — эскалоп из корейки и паровая котлета из индейки за 11 тысяч. На гарнир — картофельное пюре за 1.640. Все — в одноразовой посуде.


— Идея с буфетом многим понравилась, — рассуждает начальник социального отдела Мапид Василий Ляшенко. — Но желающих питаться оказалось лишь 10 процентов. Стали выяснять, что не устраивает. Основная причина — цена. Порция — 85 граммов мяса — для рабочего ничто, а увеличь ее вдвое, и это уже 30 тысяч. Люди говорят: «Очень дорого». Хотя даже транспортные расходы предприятие берет на себя. Поэтому сейчас обсуждаем вопрос удешевления с профсоюзами. К слову, когда в 1970–х годах я пришел сюда рабочим, обед из передвижной столовой стоил 60 — 80 копеек. С зарплатой 220 рублей это было вполне приемлемо. Но тогда профсоюзы вносили 30 процентов стоимости обедов. У нас 60 процентов рабочих — молодежь до 30 лет. Считайте, сутки — на сухом пайке. А это — риск для здоровья. Так что будем рассматривать вопрос о том, чтобы часть затрат гасить из общего кошелька, но при условии, что питаться будут все. Нужно оживить как–то этот процесс. Люди уже привыкли питаться «ссобойками».


— За 12 — 15 тысяч я бы поел, — соглашается сварщик Александр, подогревая в микроволновке домашнюю картошку с мясом. — А вчера пришел в буфет: одна котлета — 15.800, а еще ведь хочется и первое, и булочку взять... Дешевле самому готовить.


Вкусно и дешево


В Министерстве торговли подсчитали: лишь около трети предприятий частично возмещают рабочим затраты на питание. Например, в «Белкоммунмаше» эта практика существует уже лет двадцать: у каждого работника есть свой безналичный картсчет на обеды (сегодня это примерно 275 тысяч рублей в месяц). Каждый день он может потратить в столовой 12,5 тысячи рублей, все, что сверх того, — доплачивает из своего кошелька. Причем экономить на обедах невыгодно: с зарплатой отдадут лишь треть неистраченной суммы.


На Речицком метизном заводе действует скидка для работников, которые состоят в профсоюзе: 25 процентов на горячее питание и 15 процентов на полуфабрикаты. Причем пообедать со скидкой по электронному пропуску могут и дети сотрудников, и супруги. Эта скидка — за счет прибыли предприятия, объясняет заместитель директора по качеству Галина Янкович.


Где столовые приравнены по статусу к цеху, там затраты на их содержание ложатся на плечи предприятия. И наценку на продукцию устанавливают самую минимальную. Например, на заводе «Могилевлифтмаш» работников кормят лет 6 вообще без наценки. Полноценный обед из трех блюд тут стоит максимум 7 — 10 тысяч рублей!


— Тем не менее охват питанием у нас — 60 процентов, — подытоживает заместитель генерального директора по социальным вопросам завода Леонтий Лебедевский. — В первые две недели после зарплаты обедают больше, к концу месяца — меньше. Думаем над удешевлением питания. Но много вопросов. Добавлять на обеды в зарплату? Количество посещающих столовую от этого не увеличивается. Кто не ходил — тот и не будет. Зачислять деньги на картсчет, который можно потратить только безналичным путем в буфете или столовой? Но некоторые работают вахтовым методом, по 12 часов через два дня. Есть дежурные смены — электрики, сантехники, которые работают в выходные, когда столовая закрыта, а у кого–то диетическое питание и его нужно организовать. Кроме того, куда затраты списывать? Сегодня это за счет прибыли делается, фактически – зарплаты. Как в самолете: обед включен в стоимость билета. А, например, концерн БМВ в Германии относит эту статью расходов на себестоимость продукции. Покупая автомобиль, мы тем самым оплачиваем питание работников.


К слову, во многих странах эта практика давно отработана. Например, во Франции работодатели оплачивают персоналу половину стоимости бизнес–ланча через «ресторанный чек». Правда, с затраченных сумм не платят налогов. В Израиле это уже повсеместная практика: работник платит за свой обед только 20 процентов. И у нас некоторые частные компании не скупятся. По словам Дмитрия Пытляка, немало фирм, где на 100 процентов оплачиваются обеды для сотрудников или на 50. И даже если директор готов каждому подчиненному выделить лишь 4 тысячи рублей на обед, то, как правило, у всех появляется аппетит...


Кстати


Если в 2000 году на 1 тысячу работающих приходилось 120 мест общественного питания, то в 2011–м — 82 места. В прошлом году в ОАО «Гомельобои» в заводской столовой питались только 15 процентов рабочих, на «Речицком текстиле» — 20 процентов, на «Кристалле» — 10, некоторые предприятия от столовых и вовсе отказались.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter