Служба — дружбой, а молоко врозь,
или Почему в сельских районах вспыхивают такие «войны»
Когда год назад Станислава Ошмянчука «свата-
ли» на должность председателя колхоза имени Мичурина (теперь СПК «Родник Игуменщины»), то, кроме заверений о поддержке со стороны района, было и обещание поощрять самостоятельность, свободу хозяйствования. На существенное подспорье новоиспеченный руководитель особо и не рассчитывал – не так много материально-финансовых ресурсов у райисполкома. А вот в управленческой свободе видел резерв стабилизации экономики родного производственного кооператива.
Одним из конкретных шагов в этом направлении явилось заключение договора с минским гормолзаводом № 2 на поставку ему части суточного надоя молока. Выгода для хозяйства очевидная. Минское предприятие регулярно рассчитывается за продукцию, а по просьбе сельчан даже соглашается на предоплату законтрактованного сырья.
Но районные власти такие шаги руководителя не устраивают. На этот счет у них есть своя позиция: сдавать молоко все обязаны только на местный, червенский завод. Председатель райисполкома Александр Лопатко считает все сданное на Минск молоко «вылитым за забор Червенского района». Ни больше ни меньше. Хотя все как раз наоборот. Именно за отправленную в Червень продукцию месяцами ждут проплаты и в «Роднике Игуменщины», и в других хозяйствах района.
По состоянию на 20 февраля завод задолжал тому же «Роднику» 14 миллионов рублей, СПК «Черноградь-агро» — 43 миллиона, СПК «Ляденский» — 30, сельскохозяйственному колледжу – 29 миллионов и несколько меньшие суммы – почти всем хозяйствам района.
Регулярные неплатежи «родного» переработчика лишают хозяйства даже скудных финансовых поступлений, столь необходимых на самые неотложные нужды. Сельским кооперативам, как известно, нужно платить за электроэнергию, рассчитываться за полученную по лизингу технику, выплачивать зарплату. Не говоря о подготовке к весенней посевной – приобрести запасные части, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы. Откладывать на потом элементарные финансовые операции – значит загонять себя дальше в долговую яму. Это понимают председатели кооперативов и, тем не менее, отступают под прессингом районных властей. Уже отказались от поставок молока в Минск СПК «Х съезд Советов», СПК «Запольский», СПК «Краснодарский», руководители которых получили по выговору за «поставку молока за пределы сырьевой зоны района, что повлекло снижение прогнозных показателей». Но через месяц-два они же могут оказаться в кандидатах на наказание за срыв подготовки к весеннему севу. Без денег ведь не развернешься.
Станислав Ошмянчук тоже получил выговор райисполкома, но разрывать договорные отношения с минским гормолзаводом №2 не намерен – такой санкции не дает и правление кооператива. Как и прежде, одну треть суточного надоя отсюда отправляют в Червень, две трети – в Минск. Конечно, районным переработчикам молока тоже не позавидуешь. В закредитованном положении они оказываются часто не по своей воле. Но поддерживать их, угнетая голым администрированием других, — значит загонять проблему вглубь. Кстати, подобные «молочные войны» вспыхивали и в ряде других мест. В Узденском, Пуховичском, Дзержинском районах рачительные хозяйственники, просчитав все дебеты и кредиты, шли на самоуправство, сотрудничали с минскими молочными предприятиями, чтобы все-таки собрать копейку в колхозно-совхозной кассе. Тем и выигрывали. Червенские власти рассчитывают не мытьем, так катаньем удержать молоко в районе, мало заботясь об экономическом расчете. А разумно ли это?