Служба без присяги

Армейская служба рисовалась Сергею в весьма мрачных тонах.
Армейская служба рисовалась Сергею в весьма мрачных тонах.

Односельчане сулили жуткие перспективы, расписывая солдатскую жизнь как нечто тюремноподобное, где главенствуют исключительно криминальные правила и законы. К таким прогнозам Сергей мог бы относиться более легкомысленно, если бы не один фактор, отличающий его от других призывников. Сергей, как и многие жители деревни Вяз, что на Пинщине, по религиозным убеждениям являлся адвентистом. Сторонникам данной веры запрещено давать клятвы, а также чуждо насилие в любых проявлениях. То есть военнослужащий Сергей Белякович изначально не мог принимать присягу на верность Республике Беларусь. А без этого солдату-адвентисту боевое оружие никто доверить не имел права. Однако в соответствии с действующим законодательством призывника необходимо было приобщить к воинской службе, что сотрудники военкомата и сделали. Сергей Белякович был направлен в железнодорожные войска, в отдельную бригаду, дислоцирующуюся в Жодино.

Как выяснилось, домашние тревоги насчет беспорядка в войсках оказались напрасными. Армейские будни от гражданки отличались размеренностью и строгим укладом жизни. Сперва служить было тяжело, хотя в основной своей массе сослуживцы к его верованию отнеслись с пониманием. Однако были и такие, которые задавали вполне резонный вопрос: Что ж ты за солдат, если не владеешь оружием? Им было обидно, к примеру, что в то время, когда все выполняют строевые упражнения с автоматами или же проходят огневую подготовку на стрельбище, Сергей ничего не делает. Но сам Сергей смог объяснить другим свой пацифизм и в итоге добился нормального отношения к себе со стороны сослуживцев. Тем более что в бригаде к таким, как он, привыкли - не принявших присягу верующих здесь служит 47 человек.

По словам заместителя командира бригады Виктора Соколовского, адвентисты, баптисты и евангелисты - это проблема для бригады, хотя нареканий по службе к ним нет. А в дисциплинарном плане они выглядят чуть ли не идеалом. Верующие солдаты не пьют, не курят и исключительно добросовестно относятся к своим служебным обязанностям. Однако они также требуют и весьма пристального внимания со стороны командиров. Присутствие протестантов в части не позволяет ставить их на ответственные посты, зачастую вносит диссонанс в отношения армейского коллектива, а также может развить религиозные распри среди военнослужащих. Пару лет назад в бригаду стал еженедельно наведываться православный батюшка и читать свои проповеди. Это сразу же вызвало логичную просьбу баптистов-пятидесятников о том, что и им не мешало бы приводить своего проповедника. Заговорили о своих духовных наставниках и другие протестанты. В перспективе такое религиозное пособничество сулило превращение воинской части в сплошной молельный дом, а потому вскоре батюшка из бригады исчез, а всем православным военнослужащим порекомендовали ходить на службы в церковь исключительно во время собственных увольнительных. Теперь командование жодинской бригады вполне оправданно считает, что в такой многоконфессиональной стране, как Беларусь, слияние армии с церковью проводить не стоит, хотя многим офицерам просто приходится изучать Ветхий и Новый Заветы. Это необходимо, чтобы найти правильный подход к своим верующим подчиненным.

Однако наличие в наших воинских формированиях солдат, не принимавших по своим религиозным убеждениям присягу и соответственно не державших в руках оружие, само по себе парадоксально и абсолютно не соответствует понятию солдат. Только в железнодорожных войсках таких бойцов насчитывается 157. Но что будут делать они в случае боевых действий - одному Богу известно. По словам помощника начальника железнодорожных войск по воспитательной работе Василия Стружевского, воевавшего во время кампании 1994 - 1996 годов в Чечне и награжденного медалью За отвагу за разминирование Грозного, верующих людей в армию призывать нельзя. Изначально воины-железнодорожники готовятся для участия в боевых действиях. В той же Чечне они охраняли железнодорожные мосты, которые были лакомым куском для боевиков, разминировали здания и пути и зачастую под обстрелом возводили различные коммуникации и сооружения. Все это делалось с оружием в руках. Чеченские бандиты другого языка не понимали.

Тот же Сергей Белякович затрудняется ответить, что он будет делать во время боевых действий. Во всяком случае, он постарается в район этих действий не попадать. При этом парень сам согласен, что его религия несколько не стыкуется с понятиями военнослужащий и защитник Родины.

Однако есть в железнодорожных войсках и другая проблемная категория военнослужащих - это ребята, некогда получившие условные судимости. Их, естественно, отбирают в соответствии с их желанием служить и по принципу наилегчайшего преступления. То бишь в войска могут взять парня, укравшего велосипед, бывшего валютчика или хулигана. За последние 3 призыва в войска набрали 93 условно осужденных, но, как ни странно это выглядит, большой проблемы эти парни не представляют. В течение последних полутора лет только 5 из них совершили правонарушения. Но, даже несмотря на такой преступный мизер, за условно осужденными нужен глаз да глаз. Их так же, как и верующих, не принявших присягу, не допускают к несению службы по сохранности вооружения и техники.

Что же делать с этими людьми, которые хоть и называются солдатами, но не совсем полно соответствуют этому званию? Как недавно сказал Президент Александр Лукашенко, сейчас назрела необходимость сокращать нашу армию именно за счет военнослужащих срочной службы. Видимо, в первую очередь части и подразделения будут сокращены именно за счет таких категорий военнослужащих, а также солдат с ослабленным здоровьем. Однако им также будет найдено применение, дабы молодым парням было невыгодно быть условниками или больными. Делается это для того, чтобы количественный принцип комплектования армии перерос в качественный. Сейчас Министерством труда во взаимодействии с другими заинтересованными структурами подготовлен проект закона об альтернативной службе. Предполагается, что уже следующей весной он будет вынесен на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания. Как сообщили в пресс-службе Министерства обороны, законопроект предусматривает замену нынешней 18-месячной воинской повинности 27 месяцами работ на объектах народнохозяйственного комплекса. Для ребят, имеющих высшее образование, этот временной ценз планируется сократить также до 18 месяцев. Право на альтернативную службу будут иметь граждане, чьи религиозные убеждения несовместимы со службой в армии, негодные к службе в мирное время, имевшие судимость за уголовные преступления, а также ребята, имеющие право на альтернативу, к примеру, по семейным обстоятельствам. При этом предприятия и организации будут сами заказывать количество требуемых альтернативщиков через региональные центры занятости. Возможно, их труд будет использован на различных работах, не требующих специальных навыков. Жилье и питание будут предоставлены организациями-работодателями. Однако в случае уклонения от таких работ альтернативщиков ждет наказание, предусмотренное действующим законодательством.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter