Слуцкие пояса: возрождение

Часть II. Как и три столетия назад. Но с компьютером

ЕЩЕ два года назад, по инициативе Александра Лукашенко, в Беларуси запустили уникальный проект — восстановление производства знаменитых слуцких поясов. Время показало правильность смелого замысла — первые современные пояса не то что сотканы, но и нашли своих обладателей. Производят же белорусский символ на его родине — в городе Слуцке, куда и отправилась корреспондент «СГ».

Изготовление основ для компьютерного ткацкого станка.

Изготовление основ для компьютерного ткацкого станка.

И 6 миллионов долларов не жалко

Предприятие «Слуцкие пояса» замечаю издалека, едва приехала в райцентр. Над главным входом красуется изображение пояса из камня — заезжему человеку трудно его не заметить. С директором «Слуцких поясов» Ларисой Тарасовой мне все же повезло пообщаться, хотя день расписан у нее по минутам. В тот день, когда я приехала в Слуцк, Лариса Ивановна должна была направиться в Минск. Командировки в столицу для администрации предприятия теперь норма.

Лариса Тарасова мне пояснила:

— Пояса необходимо согласовывать с ученым советом, ведь не каждое изделие можно отнести к аналогу или точной копии. Да и эскизы будущей сувенирной продукции согласовываем, поэтому часто ездим в столицу. На фабрике благодаря Госпрограмме наладили производство по изготовлению копий и аналогов национального символа, провели реконструкцию производственного корпуса, открыли музей истории слуцких поясов, кафе «Старый город» и сувенирную лавку. На все ушло около 6 миллионов долларов…

Вместе с ведущим художником фабрики Антониной Исаковой отправляемся на «кухню», где во всю кипит работа над созданием очередного аналога пояса. Проходим мимо музея, посвященного истории реликвии. Слышу, как обмениваются впечатлениями две его посетительницы: «Как все красиво! Недавно по телевизору показывали Дворец Независимости, так и в Слуцке почти такую же картинку сделали из этого предприятия. Даже плитка на полу похожа». Решаю на обратном пути обязательно заглянуть в музей…

Ткачиха компьютеризированного станка  Юлия ВОЛОДКОВИЧ работает над очередной копией слуцкого пояса.

Ткачиха компьютеризированного станка
Юлия ВОЛОДКОВИЧ работает над очередной копией слуцкого пояса.

Таких мастериц — только две

Заходим в «святая святых» — цех, в котором стоит только один, но самый большой и компьютеризированный ткацкий станок. Размеры его впечатляют. Сейчас сложно представить, как производили пояса три столетия назад, если и сегодня без таких размеров оборудования не обойтись.

— Разрабатывали этот компьютеризированный ткацкий станок сотрудники Витебского государственного технологического университета, который затем выпустила в свет немецкая фирма Мageba. В ноябре прошлого года станок заработал на слуцкой фабрике, на нем и была выпущена первая точная копия пояса, — рассказывает Антонина Владимировна.

Имеется здесь и оборудование, которое помогает изготавливать основы для станка. Сотни шелковых нитей наматываются в специальные клубки, которые затем и применяются для создания пояса.

Специалистов, которые могут на равных «разговаривать» с компьютеризированным станком, в Беларуси всего двое. Обе — представительницы прекрасного пола. Впрочем, если раньше на Радзивилловской мануфактуре женщин не сильно привечали, то на современной слуцкой фабрике ситуация обратная.

— Немецкие специалисты учили меня и еще одну ткачиху всего около недели. Все проходило очень быстро, поэтому нюансы производства узнавали уже основываясь на практическом опыте, методом проб, — рассказывает ткачиха компьютеризированного станка Юлия Володкович.

Во время одной смены за станком работает ткач, а при нем мастер, который отвечает за техническую составляющую. Все —  как в старые добрые времена, ведь над созданием слуцкого пояса и три столетия назад трудились ткач и так называемый помощник-подмастерье. Правда, время обучения современных ткачей знаменитых поясов отличается. Раньше на это уходило около семи лет.

Сейчас Юлия Володкович увлечена созданием копии слуцкого пояса, который, если верить сведениям ученых, был произведен вовсе не на Слуцкой персиарне, а на Лионской мануфактуре, которая находилась во Франции. Правда, сам эскиз пояса все же был разработан или Яном, или Леоном Маджарскими. В то время слуцкие пояса были столь популярными, что их производили не только белорусские мануфактуры, но и украинские, российские, французские, австрийские. И даже ткацкие метки ставились такие же, как и в Слуцке, например, SLUCK, SLUCIAEFECIT, В ГРАДЪ СЛУЦКЪ…

На оригинале этого пояса стоит метка FS, ее же мастерицы перенесли и на копию пояса. Удалось ли создать действительно аналог, покажет ученый совет после проведения экспертизы.

Инженер-конструктор Галина МОРОЗ и художник по вышивке Юлия ЦЫМБАЛ создают сувениры.

Инженер-конструктор Галина МОРОЗ и художник по вышивке Юлия ЦЫМБАЛ создают сувениры.

60 часов на шедевр

На создание одного современного слуцкого пояса уходит 60 часов. Правда, над производством первого из них пришлось изрядно попотеть. Первоначально не удавалось добиться нужной ширины пояса — то он получался уже, то шире. Затем решали проблемы с расцветкой — изделие поначалу получалось тусклым, что отличало его от оригинала. Когда нужных оттенков все же добились, всплыла еще одна проблема — пояс получился слишком жестким. Далеко не с первой попытки получили почти совершенное изделие, которое не отличишь от оригинала. Его отправили на ученый совет, который собрали в Минске, ведь важно было произвести не просто похожую вещь, а именно аналог. Проверялось все в мельчайших подробностях — и цвет, и рисунок, и яркость, и нити, и основа… В итоге в столице получили самую высокую оценку.

С ноября прошлого года изготовили восемь аналогов слуцких поясов. Производят их только на заказ. Стоят изделия недешево. Пояс с золотой нитью — около 70 миллионов рублей, с серебряной — 50 миллионов, а с шелковой — 30—40 миллионов.

Пояса, кстати, популярны — очередь на изделия расписана на несколько месяцев вперед. Те восемь поясов, которые уже выпущены, нашли своих хозяев. Один из них был подарен главе государства во время его визита на предприятие, и сейчас хранится во Дворце Независимости. Второй стал экспонатом слуцкого музея. Еще два приобрели для столичного гостиничного комплекса, который построили к ЧМ-2014…

Орнамент — на чехлы для телефонов

Впрочем, купить кусочек современного слуцкого пояса может каждый белорус и гость нашей страны. Помимо самой реликвии, производят на предприятии и различную сувенирную продукцию. Работают над ее созданием в творческой лаборатории.

— Все разрабатывается на основе готовых поясов. То есть берем книги, изучаем детально, какие были пояса в то время, какие орнаменты использовались и какие расцветки были популярны, и рисуем эскизы. Затем берется уже сотканная ткань на компьютерном станке и создается изделие, — рассказывает художник по вышивке Юлия Цымбал.

— Сейчас можно купить чехлы для телефонов, которые стоят от 100 до 200 тысяч рублей, закладки в книги обойдутся примерно в 130—150 тысяч рублей. Разработали женские косметички и сумки, которые также вскоре поступят в продажу, — дополняет коллегу по цеху инженер-конструктор Галина Мороз.

Ведущий художник фабрики  Антонина ИСАКОВА знакомит с ассортиментом предприятия.

Ведущий художник фабрики
Антонина ИСАКОВА знакомит с ассортиментом предприятия.

Кто знает, может, через 300 лет уже эти чехлы и сумки станут экспонатами музеев и наши потомки будут с гордостью говорить: «Смотри, с каким чехлом ходила моя бабушка!» Впрочем, сейчас именно чехлы для телефонов продаются в сувенирной лавке. Каждый, особенно после того, как узнает, насколько непроста и уникальна технология создания, хочет иметь кусочек реликвии у себя дома.

Кстати, уже в конце XVIII века слуцкий пояс использовали не только как часть шляхетского костюма. Из него шили предметы литургического предназначения, вшивали в покрывала. Сейчас стоимость оригинального пояса доходит до 90 тысяч долларов. Именно за столько слуцкий музей приобрел недавно подлинник у одного из владельцев…

До сих пор создаются пояса не только на компьютерном станке, но и вручную. О том, чем отличается шляхетский пояс от народного, как сохраняются технологии ткачества нынче и где можно узнать полную историю слуцкого пояса, а также окунуться в атмосферу Радзивилловской мануфактуры,  расскажем в следующем, заключительном, письме…

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»
Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter