Павел Бубнов о том, какую роль сыграл Слуцк в сохранении православия в Беларуси

Слуцк православный

В год 1030-летия православия на белорусских землях мы продолжаем вспоминать яркие и малоизвестные страницы истории нашей церкви.

Православная вера на территории древней Слутчины утвердилась вскоре после Крещения Руси. Слуцк упоминается уже в 1005 году среди городов Туровской православной епархии. После вхождения города в состав Великого Княжества Литовского и начала правления в Слуцком княжестве князя Владимира Ольгердовича — сына великого князя Литовского, а затем его сына Александра (Олелько) в истории православия в Слуцком княжестве начинается длительный период развития и процветания.

Князь Александр (1380—1454) известен не только тем, что стал основателем славного рода слуцких князей Олельковичей. Он прославился и тем, что, занимая высокое положение в раде ВКЛ и владея значительными материальными ресурсами, многое делал для развития и укрепления православной веры. Святитель Иона, митрополит Киевский и Московский, называл князя Олелько первейшим христианином и поборником Божией Церкви. Особое попечение князь Александр и его потомки имели о Киево-Печерском монастыре, где находили и свое последнее пристанище.

Как и князь Александр, его потомки строили и обеспечивали в Слуцком княжестве православные монастыри и храмы, финансировали переписывание церковных книг, создание икон и церковной утвари, развивали образование и просвещение. Яркий представитель слуцких Олельковичей — князь Юрий II Юрьевич (1531—1578). Он был одним из крупнейших и влиятельнейших магнатов ВКЛ. После заключения Люблинской унии Юрий II как верный православию князь не попал в состав Сената объединенного государства. В то время, когда православие теряло свои позиции в Речи Посполитой, в Слуцком княжестве при правлении Юрия II оно только укреплялось и процветало. Князь, как и его предки, заботился о благоустройстве монастырей и храмов — больше всего соответствующих документов до нас дошло именно со времени его правления. При княжеском дворе трудились выдающиеся ученые мужи своего времени.

Внучка Юрия II — святая праведная София, княгиня Слуцкая (1586—1612) — совместно со своим супругом Янушем Радзивиллом оградила и упрочила положение Православной церкви в Слуцком княжестве в период, когда после введения Брестской церковной унии православные храмы и монастыри повсеместно захватывались униатами. Последующие владельцы княжества уже не принадлежали к Православной церкви, однако их уважение к наследию слуцких православных князей Олельковичей было столь велико, что все они сохраняли права православных в княжестве вплоть до прекращения существования Речи Посполитой.

После образования в 1793 году Минской православной епархии именно Слуцк с его монастырями и храмами стал базой для возрождения православной церковной жизни. И именно в Слуцке еще в 1785 году была открыта Минская духовная семинария, которая продолжает свою деятельность и сегодня, являясь старейшим действующим духовным высшим учебным заведением Республики Беларусь.

Таким образом, Слуцк сыграл одну из ключевых ролей в истории православия на белорусских землях. Его жители приняли восточную церковную традицию вскоре после Крещения Руси и сохранили ее в целости до настоящих дней, преодолев периоды испытаний и протянув руку помощи всей Православной церкви в период ее возрождения.

Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter