Слуцк — Байконур — Вселенная

В Слуцком краеведческом музее недавно появился еще один, третий стенд, посвященный космической тематике. На нем — награды, мундир, памятные сувениры уроженца Слуцка, генерала Юрия Жукова, в 1983—1989 годах руководившего космодромом Байконур. На соседних стендах личные вещи его предшественника на сверхсекретном посту генерала Константина Герчика. Пропуск № 2 на Байконур на имя конструктора Семена Косберга (№ 1 был у Сергея Королева). Макет двигателя знаменитой третьей ступени ракеты, сконструированной уроженцем Слуцка и придававшей ракете скорость, необходимую для выхода на околоземную орбиту, доставки грузов к Луне, Марсу... Специалисты считают, что эти и другие экспонаты должны стать основой самостоятельного, космического музея. Ведь с освоением Вселенной связаны судьбы более двух десятков жителей Слутчины.

“Косберг сработал!”
В музее есть редкий экспонат — глобус Луны. С морями, кратерами, названными в честь светил науки, инженерной мысли. Среди них фамилии трех уроженцев Слуцка...
Первым из слутчан, начавших профессиональным глазом всматриваться в звездное небо, был Витольд Цераский. В 1890—1916 годах он, профессор, возглавлял астрономическую обсерваторию Московского университета, разработал методику фотометрических наблюдений, с помощью которых измерил блеск более 500 звезд. Витольд Карлович одним из первых определил звездную величину Солнца и установил предел его температуры — 3500 градусов. Для исследования звезд по его инициативе начато систематическое фотографирование неба.
А поднимал человека к звездам двигатель, сконструированный Семеном Косбергом, родившимся в 1903 году в семье слуцкого кузнеца. Служил в армии. Работал слесарем на фабрике и учился на курсах для поступления в вуз. Стал студентом Ленинградского политехнического института, а окончил Московский авиационный — туда Семена перевели как специалиста, тяготеющего к исследовательской, конструкторской работе. В Центральном научно-исследовательском институте моторостроения Семен Косберг подал немало смелых, неожиданных идей, потому с 1940 года становится “закрытым” ученым-конструктором, руководителем ряда “номерных” предприятий, выпускающих военную технику.
В начале Великой Отечественной конструкторское бюро Косберга начало разрабатывать систему непосредственного впрыска для бензиновых авиационных двигателей. Не секрет, что в то время “мессеры”, “фоккеры” летали выше, быстрее наших самолетов. Разработка Косберга позволила при том же расходе горючего увеличить скорость самолета на полсотни километров в час. Но и их было достаточно, чтобы в критической ситуации получить преимущество перед однотипным вражеским самолетом.
После войны Семен Косберг, чутко улавливавший требования времени, переключился на турбины — небо завоевывала реактивная техника. Его жидкостный реактивный двигатель на унитарном однокомпонентном топливе имел такие прекрасные характеристики, что их на своих самолетах установили сразу два ведущих авиаконструктора — Яковлев и Микоян. Идущего на шаг впереди других конструктора заметил Сергей Королев, создававший ракеты для полетов в космос.
Первым словом Гагарина, устремленного в неизведанный, таинственный космос, было знаменитое: “Поехали!”. Но мало кто знает, что где-то через полминуты полета он радостно воскликнул: “Косберг сработал!”. Что означало: включилась третья ступень ракеты, выход на запланированную орбиту гарантирован. Вернувшись из космоса, прочитав сообщение ТАСС о своем полете, Юрий Алексеевич на полосе “Волжской коммуны” написал: “Семену Ариевичу Косбергу за третью ступень. Гагарин”. Первым автографом после приземления первый космонавт Земли благодарил нашего земляка за благополучный исход исторического полета.
Безусловно, Королев сам по себе глыба в ракетостроении. До встречи с Косбергом созданные им носители доставили на околоземную орбиту три не самых тяжелых спутника. Но это был потолок его двухступенчатых ракет. Для более глубокого проникновения в космос требовалась еще одна ступень, разгоняющая ракету до скорости, позволяющей вырваться из притяжения Земли и дальше лететь без применения энергии. Созданная командой Семена Косберга третья ступень понесла космический аппарат на Луну, помогла сфотографировать ее обратную сторону, вывела спутник на околосолнечную орбиту. Детище Косберга доставляло аппараты к Венере, Марсу. Семен Ариевич создал вторую и третью ступени мощной ракеты-носителя “Протон”, доставившую на ночное светило луноход.... Семен Косберг стал Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии, его именем назван лунный кратер площадью в 58 квадратных километров.
А передала необычный глобус в музей правнучка уроженца Слуцка Антона Красовского, основателя акушерства и гинекологии в России, именем которого, как и Витольда Цераского, Семена Косберга, назван лунный кратер.

Сверхсекретные генералы
Окончив за год до Великой Отечественной артиллерийское училище, Константин Герчик воевал под Бобруйском и Брянском, Курском и Прагой, за оборону Могилева и Смоленска награжден орденом Красного Знамени. Но никогда он не был так близко от смерти, как осенью 1960 года.
В 1957 году Константина Васильевича назначили начальником штаба космодрома Байконур, а вскоре — и руководителем этого строго засекреченного объекта. Запуск принципиально новой, межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 приурочили к 43-й годовщине Октябрьской революции. О новинке знал глава государства Никита Хрущев, а потому ударить в грязь лицом нельзя было никак. Непосредственно на пусковую площадку прибыл председатель государственной комиссии по испытаниям ракеты главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Уже на заправленной ракете обнаружили утечку топлива и неисправности в электросистеме. Ради экономии времени решили топливо не сливать, устранять неполадки на заправленной ракете. Генерал Герчик выступал против этого вопиющего нарушения техники безопасности. Маршал Неделин настоял на своем. И, чтобы придать смелости другим, потребовал установить стулья в 15—20 метрах от ракеты, где копошились наладчики. Митрофан Иванович уселся сам, и низшим чинам ничего не оставалось, как последовать его примеру.
Где-то пробила искра. Вал огня обрушился на заправленную первую ступень ракеты и моментально сжег всех, находившихся у ее подножья. Сгорели заживо, умерли от удушья 126 человек, в том числе и маршал Неделин со своей свитой. Генерала Герчика спасло то, что за считанные секунды до трагедии он отошел на безопасное расстояние покурить. Увидев огненный ад, он бросился спасать людей. Сильно обгорел и полгода провалялся в госпитале. В 1961 году перешел служить в войска, был командующим ракетной армией.
Любопытная деталь: его двоюродный брат, родившийся там же, в деревне Сороги Слуцкого района, Даниил Герчик создавал космические аппараты, преимущественно военного назначения, в конструкторском бюро академика Челомея.
В 1983 году на космодром прибыл новый начальник — генерал Юрий Жуков. Уроженец Слуцка. При Юрии Аверковиче на Байконуре отрабатывали новую ракету-носитель “Зенит”, доводили до ума многоразовую космическую систему “Энергия-Буран”. Уволился со службы генерал- лейтенант Жуков в 1989 году, обосновался в Смоленске. Константин Герчик и Юрий Жуков — почетные граждане Байконура.

Лунный штурман
Луноходом, доставленным на ночное светило третьей ступенью Косберга, управлял штурман Константин Давидовский, родившийся в деревне Избудище Слуцкого района.
Экипаж для управления луноходом, находящимся от пульта более чем за 350 тысяч километров, отбирали долго. Медкомиссию претенденты проходили почти такую, как и космонавты.  Лунный экипаж состоял из двух команд, работающих по очереди. В каждой был командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер, оператор остронаправленной антенны и резервный водитель. Жесткий отбор прошли 11 офицеров. Среди них оказался и Константин Давидовский. 17 ноября 1970 года в 6 часов 46 минут 50 секунд в районе Моря Дождей приземлился “Луноход-1” весом около 800 килограммов. Пропутешествовал по Луне он целых 11 месяцев. Многие его маршруты прокладывал Константин Давидовский.
К марту 1971 года “лунатики” уже неплохо освоились на непривычных трассах. И к Международному женскому дню решили сделать коллегам, представительницам прекрасного пола, необычный подарок — прислать поздравление с Луны. Под руководством Константина Давидовского луноход выписал колесами на грунте цифру 8. На слово “марта” энергии не хватило, нужно было ждать очередного дня, чтобы подзарядить аккумуляторы солнечными лучами. Офицеры-романтики не стали рисковать, сфотографировали лунную восьмерку, растянувшуюся на поверхности на сотню метров, и подарили снимки женщинам, сопроводив их нежными словами и цветами. О таком своеволии начальство, конечно же, узнало, но карательных мер не приняло. Зато “восьмерка”, начертанная нашим земляком, будет храниться практически вечно, ведь на Луне нет ни атмосферы, ни ветров.
Служил на Байконуре инженером-испытателем слутчанин офицер Сергей Гончарик. Его земляк Александр Куницкий — автор более 80 трудов по баллистике ракет и космических аппаратов. Евгений Жалковский в 90-е годы возглавлял государственную комиссию по запуску и управлению полетами ракет народнохозяйственного назначения... А помогает работникам музея отыскивать новые “космические” имена земляков, пополняет его стенды интересными экспонатами уроженец Слуцка Владимир Дудко, в свое время обеспечивавший надежную работу электронных систем на космодроме, а потом руководивший советом ветеранов Байконура.
Председатель Центрального совета объединения “Союзная общественная палата” летчик-космонавт П.И.Климук, руководители межрегиональных общественных организаций ветеранов космодрома Байконур, союза ракетчиков обратились к руководству Беларуси с просьбой принять решение о создании в Слуцке музея по ракетно-космической тематике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter