У нас действует новая редакция Закона «О здравоохранении», согласно которой все женщины, желающие сделать аборт, должны обязательно поговорить с психологом

Слушайте сердцем

Почти два года у нас действует новая редакция Закона «О здравоохранении», согласно которой все женщины, желающие сделать аборт, должны обязательно поговорить с психологом. И по некоторым данным, до 15% потом решают все–таки сохранить уже зародившуюся жизнь. Эксперты считают, что их может быть больше. Правда, для этого нужно правильно организовать работу и предложить ее грамотным квалифицированным специалистам. Которых сегодня, к сожалению, не хватает.




5 шагов к материнству


Лет 20 назад на территории Успенского костела в небольшом белорусском городке Миоры установили памятник нерожденному ребенку: над бронзовой фигуркой эмбриона символично нависает нож гильотины. Кажется, он вот–вот сорвется, так и не дав шанс на жизнь. Возможно, авторов сподвигла на работу неутешительная статистика Минздрава: в 1997 году в одной только Витебской области врачи провели 25.483 аборта. А всего в стране было зарегистрировано более 159 с половиной тысяч прерываний беременности. И хотя около 20% всех случаев — это включенные в статистику выкидыши, цифры все равно шокировали.

По данным Минздрава, в 2014 году в стране было зарегистрировано 29.797 абортов — в разы меньше, чем 20 лет назад. Конечно, на цифры влияет много факторов. Но и работа, которая проводится у нас с каждой сомневающейся в своей материнской роли, приносит плоды. Главный акушер–гинеколог управления здравоохранения Брестского облисполкома Эдуард Мищук обращается к статистике: за первые полгода 2016–го от проведения аборта в области отказались 118 женщин, а всего в регионе предабортное консультирование прошли 1.297. Нехитрые подсчеты показывают: эффективность психологической службы — около 9%.

— Сегодня у нас разработана и действует разноуровневая система предабортного консультирования, — рассказывает Эдуард Иванович. — На первом этапе с женщиной общается акушер–гинеколог. Если врач видит, что она настроена на аборт, отправляет на необходимые анализы, а также выписывает направление на психологическую консультацию. Некоторые женщины сразу после разговора с психологом меняют свое решение. Но если все–таки настаивают, в беседу снова включается акушер–гинеколог: он рассказывает о возможных последствиях и осложнениях аборта. Уже в стационаре или хирургическом кабинете врачи объясняют, как сказывается на организме наркоз, чем чревато такое вмешательство для репродуктивного здоровья. Были случаи, когда женщины передумывали и на этом этапе. Но если аборт все–таки сделан, врачи обязательно переходят к пятому шагу: консультируют по вопросам контрацепции и учат грамотному планированию семьи.



Понять, принять


В голове женщины, решившейся на аборт, есть идея фикс — избавиться от незапланированного ребенка, и вытащить из этого мысленного тупикового коридора довольно трудно. Квалифицированный психолог помогает пациентке докопаться до сути проблемы, понять, почему беременность — не самое худшее из зол, даже если кажется, будто все летит в тартарары. Для специалиста Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольги Шпаковской, которая консультирует беременных в 23–й минской поликлинике, каждый такой разговор — это борьба. В первую очередь женщины с самой собой и с установками, навязанными обществом.

— Бывает, женщина забеременела после сорока лет, у нее уже есть взрослые сын или дочь, которые сами, в принципе, вот–вот могут стать родителями. И она боится, что люди будут осуждать, что здоровье уже не то — в общем, много «но». Главное, в этот момент выслушать и понять. Разобраться вместе с ее страхами и предрассудками. Это помогает иначе взглянуть на ситуацию. Бывает, отец ребенка не согласен помогать в воспитании, а будущая мама слишком молода и сама не готова к ответственности. Я предлагаю в таких случаях приходить вдвоем, но не все отцы соглашаются... Вообще, моя задача — подвести женщину к более осознанному решению. И конечно, поговорить с ней о последствиях: не каждая, например, знает о постабортном синдроме — это и депрессии, и тревожные состояния, с которыми можно столкнуться не только сразу после аборта, но и через годы.



По словам Ольги Сергеевны, проводить такую работу должны специалисты, прошедшие специальное обучение, — не каждый штатный психолог поликлиники к ней готов. Кроме того, психологам, психотерапевтам и акушерам–гинекологам нужно получать дополнительные теоретические знания. Сегодня семинары для медиков проводят в БелМАПО, отличную базу дают и в «Центре поддержки семьи и материнства «Матуля». Старший преподаватель кафедры психологии и частных методик Минского областного института развития образования, член правления «Матули», психолог Лариса Мартынова полагает, что идеальным было бы ввести хотя бы четверть ставки психологов для работы с беременными в каждой женской консультации:

— Предабортное консультирование никогда не входило в функции психологов поликлиник, и сейчас они испытывают недостаток в методических знаниях, опыте. Семь психологов–волонтеров нашей общественной организации с 2011 года безвозмездно консультируют женщин по этому вопросу в шести поликлиниках Минска. Некоторых пациенток отсылают в «Матулю» и акушеры–гинекологи других поликлиник через наши «телефоны доверия». Совместно с Минским городским институтом развития образования мы уже трижды проводили обучающие семинары: со всей страны приезжали психологи учреждений здравоохранения, территориальных центров социального обслуживания, а также волонтеры общественных организаций — около 134 человек имеют хорошую теоретическую базу. Например, служба предабортного консультирования развилась в Гродно — там работают наши соратники, общественная организация «Радзiма». Мы готовы приложить все усилия, взаимодействовать с Минздравом и областными управлениями по здравоохранению, чтобы в стране рождались тысячи желанных и здоровых детей...

Компетентно

Начальник управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Елена Богдан:


— Сегодня во всех организациях здравоохранения cтраны норма об обязательном психологическом предабортном консультировании женщины, обратившейся за прерыванием беременности, выполняется. Консультируют акушеры–гинекологи, психологи или волонтеры, чаще всего это волонтеры православной церкви, с которой мы сотрудничаем. Опыт работы этих организаций и весь материал, который есть по теме в Минске, мы размножили по регионам. Естественно, для предабортного консультирования нужны квалифицированные специалисты. Пройти переподготовку они могут на одной из кафедр БелМАПО, где готовятся психологи. С этого года аналогичные курсы будут организованы и на кафедрах акушерства и гинекологии для врачей акушеров–гинекологов, а не только для медицинских психологов.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 171 (25053). Среда, 7 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter