Слушай и внемли...

Судьба «зубра» решена окончательно и бесповоротно
Судьба «зубра» решена окончательно и бесповоротно

Безусловно, памятники — это не то, что жизненно необходимо городу. Но любой город запоминается не в последнюю очередь именно ими, произведениями монументального искусства. Уже второе столетие туристы со всего мира едут в Париж полюбоваться Эйфелевой башней. В Хельсинки гости с азартом фотографируют переплетения органных труб монумента Сибелиуса и огромный позвонок, прославляющий местных нейрохирургов... В Минске скоро появится еще один новый памятник. Но стать столичной достопримечательностью ему едва ли суждено.

Несколько дней назад судьба бронзового зубра и всадницы со знаменем, названных авторами «Беларусью партизанской», определилась окончательно и бесповоротно. Решено, что на въезде в Минск это изваяние не появится ни к юбилею Победы, ни позже. Вместо зубра мраморную колонну увенчают фигуры партизана, партизанки и ребенка — как символа новой жизни. Пусть идея и не очень оригинальна, но серьезных возражений подобный символ Победы наверняка уже ни у кого не вызовет.

Впрочем, не исключено, что отвергнутый беловежский исполин украсит собой территорию одного из столичных заводов или парков. Несмотря на протест общественности, монумент все же отлили в бронзе, и теперь городским властям так или иначе придется ломать голову, как оправдать средства, потраченные на его создание. Стоит отметить, что против появления такого памятника очень активно возражали ветераны партизанского движения. Устраивались пикеты, бесчисленные собрания, акции протеста. Редакцию «СБ» буквально засыпали возмущенными письмами, а давний друг нашей газеты Александр Горелик из Новополоцка, в прошлом командир партизанского отряда, даже заявил, что уже договорился с бывшими однополчанами «взорвать ненавистный монумент» сразу же после его открытия. Надеемся, это была метафора... Однако согласитесь, такая сплоченность граждан — нешуточная сила. Вон и в Москве памятник Булгакову «зарубил» не кто иной, как жилкомитет Патриарших прудов, где предполагалось установить монумент классику. Хотя, в принципе, не дело общественности решать судьбу произведений искусства. Если бы все ставилось на голосование, мы бы может и не увидели ни скульптур Родена, ни полотен Шагала — да и нравились ли большинству в свое время работы Микеланджело? Но тем не менее художник работает для людей и общественное мнение надо уметь слушать.

Справедливости ради стоит сказать, что в нашем случае серьезные претензии к «Беларуси партизанской» имелись и у искусствоведов, и у коллег скульптора Валентина Занковича, автора памятника: «дуэт» зубра и всадницы худсовет также не одобрил. Но в конце прошлой недели Республиканский монументально–экспертный совет принял рабочую модель нового памятника, а накануне в мастерской Валентина Павловича побывала делегация ветеранов, выразив ему свое полное удовлетворение эскизом.

Но эскиз — еще не памятник. До торжественного открытия монумента осталось всего три месяца. Будущая «Беларусь партизанская» существует пока только в виде настольного сувенира. А от скульптора, естественно, ждут не меньше чем шедевра. Успеет ли?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter