Разработчики нового КоАП стремились привести его к формуле идеального закона

Слушать и слышать людей

В нашей стране серьезно пересматривается административное законодательство. Согласитесь, ведь в правоприменительной практике действительно хватало слабых мест. Порой наказания были просто несоизмеримы тяжести проступка. В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса карательный уклон исключен, перевес на стороне профилактики. Сами же нарушения разделены на категории. Например, переход дороги в неположенном месте — это уже будет проступок, в первый раз просто предупредят. В очередном выпуске «Экспертной среды» — совместного проекта БЕЛТА и Белорусского института стратегических исследований — специалисты разбирались в тонкостях нового законодательства.

Вадим Ипатов:
— Человек должен иметь возможность
признать свою вину и быть освобожден
от административной ответственности
за какие-то незначительные нарушения.

Директор Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Вадим Ипатов сразу обратил внимание на то, что изменения в нынешние кодексы широко обсуждались общественностью:

— Граждане нашей страны действительно высказались о том, что административная ответственность связана с публичностью, но она должна быть справедливой и адекватной. Человек должен иметь возможность признать свою вину и быть освобожден от административной ответственности за какие-то незначительные нарушения.

Согласно КоАП сегодня существует большой круг лиц, уполномоченных составлять протоколы и выносить решения. 

Но когда дело об административном правонарушении рассматривает профессиональный судья — это одно, и совсем другое — милиционер, молодой лейтенант, который впервые встал на перекресток и должен принять решение, взвесить все обстоятельства дела. Поэтому разработчики и определили административные проступки, за которые на первый раз будут даваться предупреждения.

Заместитель Председателя Верховного Суда Сергей Кондратьев поясняет, что у судей будут широкие полномочия для того, чтобы вообще освобождать от административной ответственности за незначительные правонарушения.

Алексей Башан:
— Не всегда должны быть именно
карательные меры. Есть такая форма
профилактики, как устное замечание.

Со своей стороны, первый заместитель начальника Академии МВД Беларуси Алексей Башан отметил, что в действующей редакции кодекс обязывает должностное лицо реагировать на правонарушение:

— В предлагаемом проекте расширился арсенал для сотрудников правоохранительных органов и всех тех, кто ведет административный процесс, — можно ограничиться предупреждением, беседой.

Немаловажно и то, что в новом кодексе подробно расписан регламент работы с несовершеннолетними. На это обратила внимание председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Светлана Любецкая:

— В новой редакции появится целая глава, посвященная противоправным действиям несовершеннолетних. Но это не для того, чтобы их больше привлекать. Там будут очень подробно прописаны регламенты работы с ними.

Светлана Любецкая:
— Любой механизм, который
закладывается в законе, хорош тогда,
когда он реализуется на практике.

Обсуждалась экспертами и такая популярная нынче тема, как возможность введения «права на забвение». Директор БИСИ Олег Макаров прокомментировал статистику, озвученную Президентом в декабре 2019 года на совещании по вопросам применения мер административной ответственности. За неполные пять лет зарегистрировано 16 миллионов нарушений, за совершение которых к ответственности привлечены около 3,5 миллиона граждан. По мнению эксперта, проблема для многих людей заключается прежде всего в самом факте привлечения к ответственности:

— Мы находимся в цифровой реальности, тащим за собой базу данных, где человек за свою жизнь набирает некоторое количество ничем не откупаемых и несгораемых грехов. Как с этим быть? Мы будем к этому относиться с пониманием и говорить, что это нормально, если, например, у человека к 30 годам 40 нарушений? Либо придем к тому, что намеренно будем убирать это? В юридическом мире в информационном праве есть такая тенденция, как «право на забвение». Речь о том, что у человека есть право на то, чтобы старые грехи, которые зафиксированы в цифровом виде, были уничтожены.

Олег Макаров:
— В информационном праве есть такая
тенденция, как «право на забвение».
Право на уничтожение в цифровом виде
старых грехов, которые не касаются
преступлений.

В этой связи Алексей Башан привел в качестве примера Германию, где порядок ведения баз данных лиц, совершивших преступление, регламентируется уголовно-процессуальным кодексом:

— Там однозначная позиция заключается в том, что, если судимость погашена либо снята, все данные о ней исчезают. Думаю, что мы к этому тоже придем. Просто это должно быть эволюционно, а не революционно.

Светлана Любецкая как бывший судья считает, что информация о том, что и когда совершал человек, объективно должна быть:

— Должна ли она использоваться? Это уже другие вопросы. Но общие представления, общая картина, что представляет собой это лицо, порой помогает принять правильные решения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОВЫХ КоАП и ПИКоАП:

— сокращение общего числа лиц, которые привлекаются вообще к административной ответственности;

— упрощение самой процедуры привлечения к административной ответственности;

— смягчение санкций, которые заложены в действующий кодекс, и административной ответственности путем привлечения к предупреждению.

ЦИФРА

93 процента составов административного кодекса позволяют выносить предупреждение, не привлекая к административной ответственности.

bakun@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter