Слушать и слышать

Одна из самых важных политических дискуссионных площадок — Мюнхенская конференция по безопасности — откроется 16 февраля. По заведенной в 2015 году традиции за неделю до открытия конференция публикует доклад о состоянии дел в мире. Заголовок его — короткий и звонкий, как свист пули, — ставит миру диагноз (все чаще неутешительный, хотя и не смертельный). В этом году это «К краю — и обратно?». Так что если в последнее время у вас было ощущение, что мир сошел с ума и подошел к некой черте, за которой начинается хаос... Что же, это было правильное ощущение, говорит мюнхенский доклад. Если вы все чаще задаетесь вопросом, вернется ли мир к здравому смыслу и способности договариваться, то доклад дает надежду: возможно. Но надежда — штука эфемерная, не всегда обоснованная, а иногда так и вовсе противоречащая очевидному.

В прошлом году мир не один раз оказывался на грани серьезного конфликта: между США и Северной Кореей, между Саудовской Аравией и Ираном. Напряжение между Россией и НАТО остается высоким, войне в Украине не видно конца, многие международные договоры (в том числе касающиеся ограничения вооружений) ставятся под сомнение. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, который приедет в этом году в Мюнхен, предупреждает: «Я отправляю красный сигнал тревоги миру». Услышит ли мир, вот в чем вопрос.

Очевидно, что миропорядок, установленный после Второй мировой войны и в значительной степени созданный Соединенными Штатами, трещит по швам. Сильнейший удар по либеральному миропорядку нанесен с неожиданной стороны: «...самое мощное государство мира начало саботировать порядок, который само же и создало». И речь, как вы понимаете, не о России. Хотя мюнхенский доклад и называет ее в числе главных глобальных игроков. Их в докладе четыре: 1) США, роль которых в поддержании мирового порядка все больше ставится под вопрос, 2) ЕС, оправившийся от экономического и финансового кризиса, но не сумевший стать глобальным лидером (президент Франции Эммануэль Макрон в сентябре признался: «Сегодняшняя Европа слишком слаба, слишком медленна и слишком неэффективна»), 3) Китай, который все более настойчиво вмешивается в мировую политику, и 4) Россия, роль которой на международной, как и на военной, арене весьма заметна. «Мир, кажется, становится менее либеральным, менее международным и менее упорядоченным», — говорят авторы доклада, высказывая вслух то, что все мы давно чувствуем.

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон говорит, что продвижение либеральных ценностей в мире слишком часто было препятствием для продвижения американских интересов. И, в отличие от своего предшественника Джона Керри, на Мюнхенскую конференцию не ездит. Показательный, между прочим, нюанс. Но зато в Мюнхене всегда есть делегация конгресса во главе с неистовым сенатором Джоном Маккейном, для которого, похоже, холодная война не закончится никогда. Попробую услышать что–то новое в его речи в этом году.

Там, где США отказываются от своей лидерской роли в мире (слишком дорогим это стало удовольствием), их место моментально занимает... нет, не Россия — Китай. Китайская модель авторитарного управления (хотя, конечно, красивее назвать это ограниченной демократией), прекрасно уживающегося с капитализмом, оказалась не только живучей, но и весьма привлекательной. Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка не просто смотрят на Китай в надежде получить инвестиции (и получают), но и учитывают его интересы в своей политике. Мир гораздо больше Европы и США, вовремя поняли в Пекине. И этот успех Китая сигнализирует о вступлении мира в новую эру. Эру, в которой либеральный и нелиберальный порядки конкурируют между собой, в которой — и в этом традиционным западным демократиям надо себе признаться честно — либеральные ценности не всегда побеждают. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль признает: и в Европе уже немало правительств, которые не будут принимать решения, противоречащие китайским интересам. Мир изменился, он стал реально многополярным. Но люди (а политики ведь, в конце концов, всего лишь люди) еще не совсем научились в таком мире жить.

Что в связи с этим обещает нынешний, 2018 год? Конфликты, которые привели нас на грань здравого смысла и катастрофы, никуда не исчезли. Найдется ли для них решение или они только усилятся? Хороший вопрос, на который прямо сейчас никто не даст ответа. Готовы ли политики и военные обсуждать со своими коллегами (которые все больше противники, чем партнеры) пути выхода из кризиса и отхода от края? Посмотрим на следующей неделе: Мюнхенская конференция по безопасности ответы, конечно, не дает, но тенденцию — слушать, слышать или оставаться глухим к другим, продвигая лишь собственную повестку, — задает. Я там буду и все вам расскажу.

sbchina@mail.ru 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter