Слушать и слышать

С рождения и до последнего дня нас сопровождает музыка
С рождения и до последнего дня нас сопровождает музыка. Мы познаем мир от колыбельной и торжественных утренников до произведений классиков и новых веяний. Без музыки невозможно представить себе ни один праздник.


Рош а шана, еврейский Новый год, который в этом году отмечался 25-го и 26 сентября, назван в Торе (в книге Бемидбар 29:1) Днем трубления. Традиционно трубят в шофар, музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Упоминание этого инструмента мы встречаем в Псалме (98:6): “Голосом шофара трубите перед Всевышним Царем”.


И согласно еврейской традиции, как мы об этом читаем в книге мидрашей (Ваикра Раба гл. 29), трубление в шофар призывает Всевышнего Царя, вершащего суд над своими творениями, проявить к нам милость. 


В другой книге мидрашей (Песикта Рабати гл. 41) говорится о том, что так же, как звук проходит по шофару, не оставаясь внутри, пусть так же и пройдут мимо Всевышнего обвинения против нас и пусть не станут они доводом к суровому приговору.


Согласно комментариям раввина XV века Ицхака Арана, разные типы трубления в шофар — длинный звук (ткия), прерывистый (шварим), точечный (труа) — имеют свой смысл. Ткия — это символ праведников, труа — злодеев, а звук шварим — символ тех, кто находится в промежуточной категории. Таким образом, мы трубим не только разные звуки по длительности и частоте, но и звуки, символизирующие понятия праведности, греха и раскаяния. После звуков шофара по традиции евреи в течение десяти дней извиняются перед теми, кого обидели, и сами принимают извинения. Выражаются надежды на то, что наши молитвы достигнут Всевышнего, и он как Судья праведный впишет наши имена в Книгу жизни, благословения и мира.


Однако в книге Мишна, в разделе Рош а шана, среди тех перечисленных, кто должен выполнить заповедь как играть, так и слышать звуки шофара, мы не найдем глухонемых. С одной стороны, человек, который не слышит, не сможет выполнить эту заповедь. Но с другой стороны, душа неслышащего человека стремится к раскаянию и выполнению этой заповеди так же, как и слышащего. Компромисс был найден ближе к ХХ веку: глухие члены общины могут почувствовать вибрацию шофара, а значит, смогут выполнить заповедь так, как у них это получается. Это пока спорно и не всеми принято, но допустимо.


И все-таки слова о глухонемом, которому не нужно слушать шофар, сегодня можно воспринимать как обращение к тем, кто не слышит не только физически, но и духовно. Каждому из нас важно не только слушать просьбы, извинения, мольбу, но и слышать. Пусть же звуки шофара, ведущие к раскаянию, не оставят нас глухими и равнодушными к чужому горю. Пусть чистая музыка молитв о мире и биение нашего сердца, стремящегося к благотворительности, помогут нам заслужить прощение у Всевышнего и быть вписанными в Книгу жизни.


Раввин Григорий Абрамович

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter