Случайных побед не бывает

Если ребенок провалился на конкурсе, плакать должен не он, а его педагог, считает Светлана Стаценко

Сегодня Светлана Стаценко в особом представлении не нуждается. Она не только мама всеобщей любимицы и нашей эстрадной жемчужинки Ксении Ситник, но и ее педагог, продюсер. Недавно ярко заявил о себе еще один ее воспитанник — “серебряный голос Европы” Андрей Кунец. После переезда в Минск Светлана Адамовна стала художественным руководителем Национального центра музыкального искусства им.В.Г.Мулявина. Сюда два раза в неделю приезжают на индивидуальные занятия юные дарования из Ивацевичей, Барановичей, Минска. Здесь же продолжают совершенствовать свое исполнительское мастерство Ксения Ситник и Андрей Кунец.
Беседуя со Светланой Стаценко, я не раз внутренне подосадовал, что на страницах газеты в отличие от радио и телевидения невозможно сполна передать все живые нюансы общения. Она настолько музыкальный человек, что даже в разговоре нет-нет да что-то пропоет в качестве примера — и это лучше любого пояснения.

— Светлана Адамовна, у вас великолепный голос. Не хотелось ли вам самой выйти на сцену в качестве певицы? В свое время огромная советская страна сначала узнала обаятельного мальчугана Родиона Газманова, а потом уже началась эстрадная карьера его отца Олега Газманова...
— Самой выходить на сцену не хочется. Есть исполнители немножко помоложе — пускай работают, поют, снимаются. Я нашла свою стезю — это дети. И, как мне кажется, у меня это неплохо получается.
— По большому счету о вас в нашей стране, и не только в ней, узнали тоже благодаря вашей дочери Ксении Ситник. Наверняка столичные мэтры долго изучали вас “под микроскопом”...
— Мне не раз доводилось встречаться с талантливыми людьми, которые зацикливались на своих амбициях и махали ими, как флагом, вместо того чтобы двигаться дальше. Мол, я такой выдающийся, а меня не ценят, не создают условий... Работать надо, а не ждать, что на тебя посыплется манна небесная. Ну и, безусловно, в этом деле нужен определенный опыт. А опыта у меня достаточно — все-таки четверть века работаю с детьми. Сначала была учителем музыки и пения в 11-й общеобразовательной школе Мозыря, потом  — в 13-й, которую рядышком выстроили.
— А почему ушли из школы?
— Школьные рамки мне стали тесноваты, там все по плану, по утвержденной программе. Хотя о школе у меня остались очень добрые воспоминания. К счастью, мне самой было у кого учиться. Моя старшая сестра Наташа — учитель музыки. На ее уроках дети сидят, как завороженные, все настолько продуманно и интересно. Я тоже очень старалась и, видимо, не случайно победила в городском и областном конкурсах “Учитель года”.
— Как возникла идея создать в Мозыре студию юных эстрадных исполнителей?
— Когда я родила Ксению и надо было после декретного отпуска выходить на работу, меня все больше и больше сверлила мысль, что пора сделать что-то свое. Постепенно созрела идея создания вокальной студии эстрадного пения. И я ее создала во Дворце культуры. Долго думала, как ее назвать. В результате вырисовалась аббревиатура ЮМЭ’С — Юные Мастера ЭСтрады. “С” также подходило под начальные буквы моих имени и фамилии. Под шапкой ЮМЭ’С отработали десять лет. Это название звучало в России, Украине, Польше, Германии, Испании, Турции, Словении, Словакии...
— В названии центра, которым вы руководите сейчас, не делается акцент на подготовку юных артистов...
— Он рассчитан не только на работу с детьми и организовывался, чтобы оказывать помощь исполнителям всех возрастов в плане аранжировок песен, профессиональных консультаций. Я здесь заняла только небольшую нишу — работаю с детьми. Это то, что я умею. С каждым занимаемся индивидуально. Полностью продумываем динамику песни, хореографию, сценические костюмы. Заниматься хореографией номера, к сожалению, маловато места. А ведь важна не только песня, на сцене должно быть настоящее шоу. Поэтому неплохо бы найти помещение побольше, чтобы действительно двигаться дальше, поднимать планку детской эстрады. Раз взялись за дело, должен быть достойный результат.  
— Ну вам-то и так уже есть чем похвастаться: победы Ксении Ситник, Андрея Кунца...
— Не так уж и просто дались эти победы. И кто бы что ни говорил, убеждена: первое место не бывает случайным. К участию в детском конкурсе “Евровидение” мы готовились очень серьезно, продумывали каждую деталь. К тому же этому успеху предшествовала многолетняя работа.
Меня часто приглашают поработать в жюри детских конкурсов — в Украину, Польшу. И порой видишь, что ребенок талантливый, но как неграмотно подобрана песня! А ведь только педагог виноват, если ребенок плохо выступил. По большому счету непоющих детей не бывает. Другое дело, что с одним надо работать больше, с другим — меньше. Иногда подхожу, пытаюсь дать совет, а в ответ: “Без вас разберемся!” Мешают все те же амбиции: подумаешь, явилась тут какая-то учительница из Мозыря. Но разве важно, откуда человек? Я всегда снимаю шляпу перед тем, кто что-то делает лучше меня. И на какой бы фестиваль ни приезжала, если там есть мастер-класс, всегда на него иду. Учиться никогда не поздно и не стыдно. И, как говорит моя мама, проще надо быть, с народом общаться, ведь все люди от Бога пришли и к Богу уйдут. Мама воспитывала нас в библейских традициях. И это мне ох как здорово помогает в жизни! И Ксения так же воспитывается, и моя старшая дочь.
— Ваша мама тоже имеет отношение к музыке?
— Нет, она всю жизнь проработала техничкой, причем сразу в нескольких местах, чтобы заработать деньги на образование своих троих детей. Благодаря ей все мы получили высшее образование. Мы с сестрой пошли по музыкальной линии, а младший брат Валера окончил институт водного транспорта. У мамы почему-то была такая установка: девочки обязательно должны быть музыкантами, а для мальчика это не совсем важно.
Маме сейчас 73 года, в семье она была самая старшая из пятерых детей. И у нее просто не было возможности получить образование, к тому же ей пришлось пережить войну, да и других трудностей хватало. Мудрейшая женщина моя Дарья Лукьяновна. Она и друг, и наставник, и советчик, способна просчитывать ситуацию на несколько лет вперед. Уверена, если бы мама получила хорошее образование, достигла бы больших высот. Постоянно с ней советуюсь, и, как показывает время, ее советы всегда верны. Отец, к сожалению, умер давно. Он, кстати, тоже не из музыкальной среды. Тем не менее и моя мама поет великолепно, и все бабушки, прабабушки пели. Похоже, этот “поющий ген” утвердился в нашем организме основательно. Правда, мой муж вообще не поет, никакого отношения не имеет к музыке — технарь. А вот старшая дочь Настя Стаценко поет, Ксения поет.
— Имена дочерям тоже выбирали на семейном совете?
— Я обожаю старинные русские имена: Ксения, Настя, Глаша, Елизавета, Даша. Кстати, Ксению сначала хотели назвать в честь бабушки — Дашей, но мама воспротивилась. Есть такая примета, что если ребенку дают имя бабушки, он повторит ее судьбу, а судьба, считает мама, у нее была не самая завидная.
— Сколько сейчас занимается детей в центре?
— Мы прослушали более 130 детей со всей Беларуси. Было много талантливых, но отобрали только пятерых. Некоторые по незнанию удивляются: как это — всего пятеро?! Я считаю, что и это очень много. У нас ведь не кружок, а Национальный центр. С каждым надо работать индивидуально, поставить голос, научить правильно дышать, работать с микрофоном. Это и имидж, и сценическое мастерство, и дизайн костюма, и запись музыкальной фонограммы, и профессиональный бэк-вокал, и, конечно же, сама песня, чтобы она подходила именно этому ребенку. И если мы не играем в детскую эстраду, а действительно готовим юных мастеров сцены, здесь тоже все должно быть по-серьезному, профессионально. Но при этом нельзя забывать и о том, что это дети, которых везде еще надо за руку водить. Честно говоря, мне сейчас сполна хватило бы Ксении и Андрея, их надо развивать дальше, поддерживать — новые песни, выступления, клипы, конкурсы.
— Кстати, как вам российские близняшки, занявшие первое место на детском “Евровидении”?
— К соперникам я всегда отношусь очень уважительно. Надо отдать должное — девочки вокальные. И к тому же близняшки, а это всегда умиляет. Но их песня мне не понравилась, она не европейского масштаба. У Андрея песня сильнее. Я его маме Светлане Ивановне даже в шутку претензию предъявила, почему одного сына родила, а не двоих. Даешь на следующее “Евровидение” тройняшек!
— Как сегодня обстоят дела с песнями для детей? До сих пор поют про Чебурашку и Крокодила Гену?
— Композиторы очень неохотно пишут песни для детей. Взрослая песня более или менее окупаема, она звучит на радиостанциях, на дискотеках, с ней можно в ночных клубах выступать. А что взять с юного исполнителя? Недавно выпустили первый сольный альбом Ксении. Занесла на радио — не формат: куда, мол, мы вставим детские песни? И действительно, нет сегодня таких детских программ, как раньше. Спрашивается: что, дети куда-то подевались? Почему бы не выделить определенное детское время, чтобы ребенок и его родители знали, что в такое-то время будут звучать детские песни? А на телевидение в какую программу такие песни занести? Вот и получается, что и композиторам незачем зря тратить время на детские песни, если они нигде не будут звучать. Поэтому самой приходится писать песни, их у меня уже более двадцати.
И это ошибочное мнение, что мода на взрослую музыку существует, а на детскую нет. Я много лет работаю с детьми и могу с уверенностью заявить, что они не хотят петь песни, которые пели в детстве их родители. Они хотят петь новые хорошие песни. Но их нет, и получается, что выходит на сцену ребенок и поет: “Ты целуй меня везде, 18 мне уже...”
— В нашей стране Ксения стала первой юной суперзвездой. Насколько мне известно, она ходит не только в гимназию, но еще и в музыкальную школу. Плюс концерты, записи на телевидении. Не велика ли нагрузка?
— Да уж, нагрузка немаленькая. Иногда бывает по два концерта в день. А у нее ведь не просто выступление — настоящее шоу. Для каждой песни — свой костюм. Мы даже шутим, что Мадонна переодевается за концерт три раза, а Ксения — десять. А надо ведь еще и с народом пообщаться после концерта. Сейчас готовится к участию в телепроекте. Недавно состоялась презентация первого сольного альбома “Мы вместе”, он оформлен в виде “раскладушки”. К альбому прилагается буклетик с нотами и текстами всех песен специально для педагогов — бери и разучивай песни с детьми. На диске записаны как уже полюбившиеся публике песни, так и совсем новые. Включена в него и фонограмма “минус один” концертного варианта песни “Мы вместе”. Плюс видеоклип на песню “Маленький кораблик”. Вот только наши музыкальные магазины что-то не очень охотно берут альбом. Будем продавать перед концертами.
— Вы — человек команды?
— Да, и очень ценю свою сложившуюся еще в Мозыре команду. Режиссер центра — Лилия Башлакова, с аранжировками помогает Александр Башлаков. К сожалению, часть моей команды осталась в Мозыре — хореограф Александр Зенченко и дизайнер по костюмам Валентина Булавко. Кстати, все костюмы для Ксении и Андрея придумывает она. Посылаем ей запись песен, чтобы получился цельный образ. Конечно, если бы мы были все вместе, то смогли бы принести стране еще больше пользы, это однозначно. Люди они проверенные, профессионалы, с ними я могу пойти в разведку. Да и Андрей Кунец в Мозыре живет. Мальчик он очень перспективный, а ездить за триста километров, согласитесь, далековато. Было бы хоть пару служебных квартир... Но тут уже, как говорится, не мне решать. И как поется в Ксениной песне: “Только вместе мы большая сила!”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter