Случайные связи с неслучайной общественностью

На днях в минском кинотеатре «Центральный» прошел первый в Беларуси международный фестиваль социальной рекламы «Гражданин»...

На днях в минском кинотеатре «Центральный» прошел первый в Беларуси международный фестиваль социальной рекламы «Гражданин». Точнее, все еще продолжается — целый месяц здесь будут крутить социальные рекламные ролики, которых так не хватает нашему телевидению. Право определить лучшего организаторы решили дать на откуп зрителям — все–таки что–что, а социальная реклама адресована не конкретно потребителям пива или чипсов, а всем без исключения. Так что фактические итоги фестиваля можно будет озвучить не раньше, чем в конце сентября. Хотя и без зрительского голосования все, к сожалению, слишком очевидно.


А именно — нынешним летом Минский научно–исследовательский институт социально–экономических проблем по заказу Минского горисполкома попытался выяснить у минчан их отношение к рекламе. И оказалось, что наибольшее раздражение у наших граждан вызывает не коммерческая, а как раз таки социальная реклама. Та самая, на долю которой приходятся считанные проценты в общем рекламном потоке, которая создается для всех и непонятно для кого... Видимо, приняв во внимание эту информацию, организаторы «Гражданина» решили подстраховаться, объявив в первый день показа международной программы: тех, мол, кто не покинет зрительный зал хотя бы в ближайшие полчаса, в баре кинотеатра ждут бесплатные напитки. О бесплатных напитках публика так и не вспомнила, увлекшись процессом приобщения к искусству социальной рекламы. Необычному, креативному, провокационному, шокирующему, не вызывающему ни скуки, ни раздражения...


Примеры? Пожалуйста! На экране — кадры кинохроники, снабженные лаконичным текстом: «Реальная история. Сиэтл. 1992 год». Паралимпийские соревнования по бегу: на лицах спортсменов с синдромом Дауна сменяются эмоции... Неожиданно один из них падает, его обгоняют, но уже через секунду все бегуны единодушно разворачиваются и спешат к споткнувшемуся на помощь... Все. Отношение к инвалидам меняется мгновенно, без всяких там закадровых призывов и демонстрации их страданий. И комнаты дома, почти доверху засыпанные окурками (уж не знаю где собранными испанскими креативщиками), дают куда более ощутимое представление о масштабах вреда себе и окружающим, чем затасканное изображение легких курильщика. Однако наши рекламщики по старинке показывают нам эти легкие, хотя наверняка и сами давно не испытывают шока от растиражированных «картинок»... На фоне почти полусотни социальных роликов со всего мира белорусская «социалка» выглядела в программе фестиваля, мягко говоря, непрофессионально. Как будто организаторы специально задались целью пригвоздить к позорному столбу всех, кто причастен к созданию такой рекламы в Беларуси, выбрав худшие из отечественных роликов. В действительности отбор участников практически не проводился, и правило пресловутого первого блина, который, как известно, всегда комом, на фестиваль «Гражданин» распространяется вполне. Или такая безжалостная демонстрация отсутствия воображения у белорусских рекламщиков задумывалась идеологами «Гражданина» специально? В конце концов, в случае неудачной коммерческой рекламы убытки понесет всего одна отдельно взятая компания, чьи напитки или пылесосы перестанут покупать. В социальной же рекламе почти все темы, которые затрагиваются, связаны с человеческой жизнью, в том числе ролики против СПИДа, наркомании, пьянства, насилия в семье... Можно ли соизмерить человеческую жизнь с покупкой пылесоса?


Конечно, для Беларуси социальная реклама — понятие все еще новое и неизученное. Но ведь учиться никогда не поздно, правда?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter