«Новички демпингуют, а потом – в кусты». Почему крупные негосударственные игроки рынка ЖКУ порой месяцами работают себе в убыток

Случаи из частной практики

Ура — частный бизнес пришел в ЖКХ! Уборка подъездов, реставрация балконов, вывоз мусора и благоустрой-ство дворов — на рынке жилищно-коммунальных услуг частных организаций гораздо больше, чем потребителю может показаться на первый взгляд. Почему же критики существующей системы ЖКХ считают, что негосударственных организаций в этой экономически привлекательной сфере могло бы быть и побольше? 

Какие проблемы приходится нынче решать частнику, какое место на рынке жилищно-коммунальных услуг он может занять и какую выгоду от этого получаем мы, потребители, — ответы на эти вопросы искала корреспондент «Р». 

В капитальном ремонте соотношение частных и государственных организаций — 50 на 50
Фото Евгения КОЛЧЕВа

Двери частнику в неисчерпаемый и жизненно важный сектор экономики, который десятилетиями оставался монополией государства, у нас открыты давно. И это не может не радовать. ЖКХ — одна из самых крупных, проблемных и при этом стабильных отраслей. Несмотря на износ основных фондов, бесконечный ремонт, путаницу с тарифами и огромные долги всех и всем. Поскольку жилищно-коммунальные услуги востребованы всегда, емкости рынка можно только завидовать. Но, следует признать, частные компании на свое право участия в оказании услуг смотрят порой весьма своеобразно. Их интересуют направления подоходнее, но при этом они иногда забывают, что их масштабы не всегда соответствуют объему работ, которые предстоит сделать. В общем, нарекания в их адрес поступают не только от потребителей. Но и от конкурентов, которым они очень сильно портят жизнь. 

Частники бывают разные

Из кабины большого светло-серого мусоровоза выходят люди в синей униформе. Они направляются к пластиковому мусорному контейнеру, сообща подталкивают тяжелую конструкцию к задней части машины. Специальный гидроманипулятор захватывает емкость и опрокидывает ее в бункер мусоровоза. Быстро, аккуратно, чисто. Все это каждый день видят жители Фрунзенского, Московского и Октябрьского районов Минска. И так последние семь лет — с того самого момента, когда на наш рынок, считавшийся вотчиной исключительно государственных коммунальных служб, пришла частная компания по вывозу мусора. 

В зоне обслуживания «Ремондис Минск» — три минских района
Фото «Ремондис Минск»

Генеральный директор СООО «Ремондис Минск» Эрвин Куртбединов не скрывает: наш рынок одной из самых известных в мире немецких фирм по переработке вторичных ресурсов сразу показался интересным. И, нужно признать, белорусское отделение Remondis сразу же получило хороший кусок «мусорного пирога». В зоне обслуживания компании проживает примерно 800—900 тысяч минчан. Ни много ни мало, почти половина населения города. С подконтрольной территории компания вывозит около 250 тысяч тонн отходов ежегодно. В этом году организация начала работать в Могилеве. Вот такая конкуренция с государственными коммунальщиками получается. 

Хотя на деле вывозом мусора в Минске занимается с десяток компаний. Самый крупный игрок, разумеется, государственный — «Спецкоммунавтотранс». Работают и небольшие частные организации. Некоторые из них доставляют лишь головную боль как конкурентам, так и потребителям. Речь идет о тех, что идут на обслуживание с одной мыслью: запрыгнуть в эту лодку, а уж как дальше дело пойдет — это другой вопрос. Главное для таких компаний — получить тарифы, а потом и доходы. И получают ведь. Потому что искусственно занижают цену при проведении торгов. 

— Нечеткие требования к условиям тендера дают исполнителю пространство для маневра, — уверен Эрвин Куртбединов. — Нет четких прописанных рамочных условий, по которым мы должны играть. А также нет механизмов четкого контроля за действиями исполнителей. Все организации нужно контролировать — если они не справляются со своими обязательствами, то вовсе перестать пускать их на торги. 

К слову, тарифы в Минске заметно подросли. Сегодня тариф на коммунальные услуги по обращению с ТКО — 7,743 рубля за кубический метр для домов с мусоропроводами и 6,0055 – для домов, где есть только контейнерные площадки. Однако и расходы частников увеличиваются. Помощи им ждать неоткуда. Вот и приходится им выживать в самых разных экономических условиях.

Выгода зависит от площади

Впрочем, стоит признать, не все компании готовы к потерям, связанным с формированием тарифов. Яркий пример почти двухлетней давности. Клининговые компании тогда впервые взялись за уборку мест общего пользования. Пионером стал Ленинский район Минска. Тогда в электронных торгах на уборку мест общего пользования и удаление мусора из мусороприемных камер участвовало пять компаний. Победитель снизил сумму, озвученную при начале аукциона, на 20%. А потом специалисты компании вдруг поняли: с объемом работ они не справятся. Осилить убрать почти один миллион квадратных метров — это не про них. От уборки подъездов пришлось отказаться. Объяснение было таким: «не учли специфику работы».

Уборку подъездов часто осложняют не тарифы, а нравы жильцов
Фото Сергея ЛОЗЮКА


Многие частники, которые уже трудятся в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, связывают возникновение своих убытков с формированием тарифов, которые привязаны к зарегистрированным жильцам. При такой схеме сумма денег, поступивших компании, ограничивается директивным тарифом, умноженным на количество человек, зарегистрированных в доме. Если дом так называемая малосемейка, где площади для уборки небольшие, а количество зарегистрированных большое, то там работать получается очень выгодно. А если новостройка с незадымляемыми лестницами, а число зарегистрированных минимально, то там нет денег даже на одну уборку в месяц. Так что экономически обоснованная схема — стоимость работ зависит от площади и периодичности уборки. 

Осторожно, двери закрываются

Анатолий Жаборт, директор ОАО «Электрум», двумя руками голосует за конкуренцию. Правда, за цивилизованную. За те два десятка лет, что предприятие работает на рынке, оно стало одним из самых крупных в стране производителей домофонных систем. Теперь компания еще и обслуживает эти системы. Новые требования к оказанию услуги принесли ей некоторые неудобства. Так, сегодня нужно заключать договор с каждым собственником жилья. За обслуживание домофона здесь возьмутся, только если на это согласится 51% жильцов подъезда. Но люди разные бывают, и далеко не везде такого согласия удается достичь. И это проблема. Во-первых, финансово страдает организация, обслуживающая оборудование. Во-вторых, в неравных условиях находятся жильцы. Это только кажется, что устройство на двери подъезда не требует внимания. На самом деле техобслуживание домофона — это проверка работоспособности запирающего устройства, электромагнитного замкового устройства, замена кнопок пульта вызова, регулировка громкости. Технических нюансов много. Занимается этим квалифицированный электромеханик. Только в прошлом году выполнено более 4000 заявок на ремонт запорно-переговорного устройства. 

Хотя в допустимый тариф в 91 копейку в компании пока вписываются. Неудобства доставляет не столько потеря клиента, сколько недобросовестная конкуренция. В Минске обслуживанием запорно-переговорных устройств занимается более четырех десятков организаций. Иногда появляются и такие, которые можно назвать однодневками. Если коротко описать их работу, то это выглядит примерно так: регистрируется ИП с очень небольшим штатом сотрудников. Они предлагают более низкую цену и перезаключают договоры с жильцами. Вот она, казалось бы, конкуренция. Однако преимущества здесь только в цене, но никак не в качестве. Потому что обслуживать домофон такие работники вовсе не в состоянии. Деньги они собирают исправно. Но как только случается поломка — стараются под любыми предлогами от своих обязанностей увильнуть.

Поэтому требования к обслуживающим организациям должны быть одинаковые, уверен Анатолий Жаборт. А сама услуга стать обязательной, так как дома проектируются и сдаются уже с домофонными устройствами. Все жители ею пользуются, а значит, должны ее оплачивать. А то получается, один сосед оплачивает домофон, а второй считает это излишком. Но в теплом и безопасном подъезде живут ведь оба.

МНЕНИЕ

Алексей ГЕРАСИМЧИК, заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство»:


— Частный бизнес в сфере жилищно-коммунальных услуг в Минске присутствует давно. В капитальном ремонте соотношение частных и государственных организаций у нас примерно 50 на 50. Это устоявшиеся игроки с именем, со своей историей, обязательствами. К примеру, в текущем ремонте есть отдельные виды работ, которые могут выполнять только промышленные альпинисты. Такие услуги на 80% предоставляют частные компании. Сегодня частные организации могут участвовать в оказании как основных, так и дополнительных жилищно-коммунальных услуг. Понятно, что заняться тепло- и водоснабжением они не смогут, так же как и обеспечить поставку газа и электроэнергии. Но в остальном рынок для них открыт. Техобслуживание жилого дома, текущий и капитальный ремонт, санитарное содержание мест общего пользования, обращение с ТКО, обслуживание систем видеонаблюдения и благоустройство придомовых территорий. Подавай заявку да участвуй в конкурсных торгах. А их только в 2016 году было проведено 893. Всего получилось сэкономить 31% от начальной цены. По году 2017-му цифры пока нет, но не думаю, что она будет ниже.

Просто в последние два года появился ряд новых услуг, в которых монополистом раньше был ЖЭС. Сейчас этот рынок открыт. Так, убирать места общего пользования получили возможность и клининговые компании. У одних получилось, у других — нет. А сразу идеально и быть не может. Главное, что процесс пошел. Конкуренция ведь идет в конечном счете на пользу жильцам – она повышает качество услуг. Минчане стали реже предъявлять претензии. Например, на 20% снизилось количество обращений по техобслуживанию. 

Другой вопрос в том, что не всякую работу осилит частник. Так, в техобслуживании жилфонда у государственного ЖЭУ конкурентов нет. Возможно, что пока нет. Частник не готов прийти и взять на обслуживание 250—300 домов. Для сравнительно небольших компаний это очень большой объем работ, для которого требуется серьезная материально-техническая база. 

Что касается якобы неравных условий для ведения работ, о которых часто говорят представители бизнеса, – с их доводами не соглашусь. В конкурсных торгах государственные организации участвуют наравне с частным бизнесом. Для них сегодня никаких преференций нет. Критерии для всех одинаковы, участники обезличены, и заказчик торгов до самого конца не видит, кто именно принимает участие в тендере. Работают все по тарифам, утвержденным государством. А они одинаковы для всех основных жилищно-коммунальных услуг. Для дополнительных, таких как обслуживание запорно-переговорных устройств, есть предельные тарифы. На остальные допуслуги тарифы не устанавливаются. Если кто и не сможет попасть на торги, так это недобросовестные подрядчики, которые не справились с работой и доставили потребителям массу неудобств. 

Геннадий КАЛЁНОВ, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси: 


— Сегодня совместные домовладения обслуживает огромное количество частных организаций, просто люди этого не замечают. Например, вывоз и обезвреживание ТКО, техническое обслуживание лифтов, замена лифтов, текущий и капитальный ремонт и многое другое. В Минске есть частные аварийные службы, в райцентрах ситуация иная в силу специфики регионов. 

Бизнес способен организоваться в любых условиях, где есть стабильные, не меняющиеся рамочные условия его ведения и рентабельность (возможность получать доход). Но в некоторых видах услуг ЖКХ у нас таких условий нет. 

Бизнес заинтересуется дополнительными видами услуг, как только исчезнет надобность в бюджетных ассигнованиях для государственных организаций. Для этого нужно изменить подходы в тарифной политике. Хотя специалисты-практики считают, что главное не величина тарифов на содержание общего имущества совместного домовладения и возмещение расходов за электроэнергию, а логистика их образования. Принцип распределения «по зарегистрированным» приводит либо к убыткам организаций, либо к получению «нецелевых доходов», то есть общая сумма поступлений, как правило, ниже фактической, иногда выше, но никогда с ней не совпадает. Это так называемый «котловой метод».

misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter