проблемы управления политическим процессом в нашей стране отошли на второй план? Отнюдь.

Сложный год – сложные решения

Проблемы управления политическим процессом в нашей стране отошли на второй план? Отнюдь.
Экономика – наше все. Под таким негласным лозунгом развивается современное белорусское общество. Однако означает ли это, что проблемы управления политическим процессом в нашей стране отошли на второй план? Отнюдь. Скорее, наоборот.


Действительно, экономика стала не только базисом нашего общественного развития, но и его смыслом и сутью. На это настраивает граждан и указ Президента № 78 от 23 февраля. Не впадая в излишний алармизм, нужно сказать прямо и честно: в нынешнем году (а по всей вероятности, и в следующем) нам предстоит жить в самых сложных социально-экономических условиях за последние 18—20 лет. Следовательно, определенные изменения необходимо внести и в набор тех инструментов, при помощи которых управляется общество.

И здесь главное испытание для власти – избежать крайностей. А именно пройти между Сциллой чрезмерного либерализма и Харибдой пресловутого закручивания гаек.

Сложности, которые встают перед политическим руководством, прекрасно понимают его оппоненты и, естественно, стремятся использовать их в своих интересах. Показательны два актуальных сюжета: попытки перетянуть на свою сторону студенчество и индивидуальных предпринимателей. Причем ситуация развивалась как по учебнику политических технологий. В обоих случаях был использован незначительный повод (оплата за пересдачу экзаменов и сертификация товаров). Возникшее стихийное недовольство, вызванное во многом пассивностью чиновников и отсутствием внятной разъяснительной работы, создало определенные возможности для лидеров оппозиционных группировок. Но в обоих случаях люди отказались от таких вожаков. И все же это не означает, что подобных попыток не будет предприниматься в дальнейшем. Цель очевидна – разжечь массовые протесты в значимой социальной группе. 

Главным ресурсом действующей политической системы является личность Президента Республики Беларусь. Выступая в качестве самого авторитетного и влиятельного политика страны, он не раз доказывал, что готов брать на себя ответственность. Именно так и произошло при урегулировании ситуации, возникшей при росте цен на услуги ЖКХ. Александр Лукашенко лично вмешался в ситуацию, подтвердив свой статус эффективного политического арбитра. Но здесь возникает опасность, что некоторые чиновники предпочтут спрятаться за спиной Президента и избежать принятия сложных, а тем более непопулярных решений.

В этой ситуации важно не допускать шараханий, но проявлять определенную политическую и идеологическую гибкость. Белорусские власти еще не использовали многие рычаги влияния на общество. В частности, политические партии и общественные объединения. Большинство из них, даже критикуя те или иные действия правительства, сохраняют лояльность по отношению к конституционному строю. Пренебрегать таким серьезным резервом – расточительно.

Упомянутая идеологическая гибкость не предполагает всеядность. В этой связи показателен опыт Украины времен Виктора Януковича. Тогда политтехнологи правящей Партии регионов поддерживали ультранационалистическую «Свободу» Олега Тягнибока. Парадоксально? Не совсем. Они рассчитывали таким образом ослабить своих главных противников из «Блока Юлии Тимошенко». Итог известен.

Конечно, данная краткая статья не может охватить все вызовы, которые возникают в политической сфере, и возможные ответы на них. Это только начало разговора. Но крайне важно осознать резко возросшую ответственность всей властной вертикали, всего общества за сохранение стабильности в стране. Что мы можем сделать для этого? Хотя бы не допускать превращения политики в политиканство. Не в наших это традициях.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter