Сложный гарнир

Где–то начиная с апреля мы регулярно получаем письма читателей с одним–единственным вопросом: «Где же наши овощи и фрукты?!»

Комаровский рынок в Минске. Колбаса «Докторская» — килограмм стоит 17.900 рублей. Палка сырокопченой — 29.000. Свинина — 23 тысячи. Теперь иду за гарниром. Молодой картофель — 12 тысяч за килограмм, старый — около 3.000. Капуста — 6.500. Свекла — ого! — целых 8.000 рублей просят за кило. Лук репчатый — 5.500, зеленый — 7.000 рублей. И апофеоз: яблоки — от 9 до 15 тысяч за килограмм.


Вот и думай: то ли кусок свинины на ужин купить, то ли салатом из овощей или яблочком «золотым» себя порадовать. Потому что все вместе — совсем печальная история. Для кошелька. Ведь если эти овощи перебрать, почистить как следует, то по цене гарнир и салат немногим дешевле мяса, все–таки основного белкового продукта.


Слова...


Картина эта у нас повторяется каждую весну. Хотя каждую осень Министерство сельского хозяйства и продовольствия рапортует: «Валовой сбор овощей на 101 (102, 105 — возможны варианты) процентов выше прошлогоднего. На межсезонный период заложено 76,7 тысячи (с каждым разом цифра все больше, эта — прошлогодняя) тонн свежих овощей. Данное количество овощной продукции позволит полностью обеспечить потребности торговли, общепита, перерабатывающей промышленности и иметь свободные ресурсы для поставки на экспорт». Последняя фраза мне особенно нравится: мол, и себя можем витаминами накормить, и соседа. Осенью, пожалуй, да, а вот по весне...


Где–то начиная с апреля мы регулярно получаем письма читателей с одним–единственным вопросом: «Где же наши овощи и фрукты?!» Люди хотят не только слышать о больших стратегических запасах, но и видеть их на прилавках. Те самые, которые овощные базы в сезон закупают у фермеров, в сельхозкооперативах по 800 (свекла), 1,5 (картошка, капуста, морковь, лук) и максимум 2,5 — 2,7 тысячи за килограмм, если речь идет о яблоках. Закрома, надо полагать, заполняют с практичной целью — как можно лучше сохранить и по доступным ценам выбросить на рынок, когда старый урожай и дачные заготовки на исходе, а новый непомерно дорог, потому что завозится издалека. Логичная стратегия.


Тем более что в последние годы, как сообщается в отчетах Минсельхозпрода, для развития овощеводства в стране сделано немало. Ассортимент продукции расширился. Выращиваем более 20 наименований продукции, в том числе ранние сорта, по современным технологиям. Построено 60 современных овощехранилищ вместимостью 115 тысяч тонн.


...и дела


— Какой позор! В Беларуси не можем вырастить картошку. С января не нахожу ее в магазинах нормального качества, — приговаривает пенсионерка Лариса Лемешонок, перебирая навалом рассыпанные клубни в контейнере. Немытые и разнокалиберные. — Хорошо еще, что здесь дают выбирать. В других нафасуют в пакеты и сетки наполовину гнилой.


Разговор происходит в магазине, расположенном неподалеку от пересечения улицы Сурганова и Якуба Коласа. Из наших овощей в ассортименте только свекла, картошка, репчатый лук и почему–то резаная морковь. Цены приемлемые — 2.200 — 2.900 рублей за килограмм. Есть еще молодой картофель из Марокко по 6.650, капуста ранняя из Нидерландов по 11.000 за кило и морковь нового урожая из Македонии по 7.000 рублей.


— А куда деваете остатки? — пытаюсь поговорить с заместителем директора магазина после того, как пенсионеры очень быстро всю товарную картошку из ящика выбрали.


— Сами едим... — не желая продолжать беседу, дама скрылась в подсобке.


Зато в другом магазине на проспекте Независимости заведующая оказалась куда более словоохотливой:


— Овощи — наша головная боль. Спрос на них есть. И большой. На рынке сами знаете какие цены. Мы же терпим сплошные убытки. Через день в УП «Партизанское» заказываем по 30 килограммов картошки, чуть меньше моркови, свеклы, лука. Процентов 10 — 15 идет в отходы, откровенная гниль. Лук проросший. Садимся и перебираем в подсобке. Капусты нашей второй месяц нет. Яблоки закончились где–то в феврале, теперь только польские.


Может, мы не по тем магазинам ходили? На всякий случай поинтересовалась у эксперта Минского общества потребителей Аллы Гайс. «На качество овощей очень много жалоб, — комментирует ситуацию Алла Александровна. — В апреле по просьбе покупательницы сделали контрольную закупку в одном из магазинов. Приобрели сетку картошки и лука. Перебрали, помыли, выбросили гниль, и осталось... чуть больше половины!»


То есть это только с виду наши овощи дешевы. А если все несъедобное и испорченное удалить, то получается в общем–то немногим дешевле, чем на рынке. Не потому ли там нынче такие цены, что государственным хранилищам нечего противопоставить? Неужели осеннее изобилие — это блеф?


Про запас


УП «Партизанское» в глобальной сети позиционирует себя как одно из крупнейших предприятий, осуществляющих оптовую торговлю сельхозпродукцией и заготовку овощей.


— В 2008 году мы провели модернизацию овощехранилищ, установили холодильное оборудование. Необходимый температурный и влажностный режим хранения продукции поддерживается, — заверяет Елена Бердникович, заместитель директора предприятия.


И, кстати, в стабилизационные фонды моркови, капусты, свеклы, картофеля и лука было заложено на 20 процентов больше прошлогоднего.


— Почему же тогда нашей капусты на прилавках давно нет, морковь выглядит ужасно, картошка и лук идут в продажу только после дополнительной сортировки?


— Качество урожая 2010 года было заведомо хуже, — признает заместитель директора УП «Партизанское». — Что касается моркови, то сельхозпредприятия не выращивают сорта, которые могут храниться до следующего урожая. Срок годности ее уже истек. Есть проблема и с качеством других овощей. Не всегда визуально можно определить все дефекты, которые проявляются потом, при хранении. Недостаточно у нас и лежких сортов яблок. Кроме того, после жаркого лета они поступили к нам в потребительской степени зрелости. Таким до нового урожая не дотянуть.


Кроме того, осенью наши овощи активно закупали россияне. На цены не скупились и вывозили лучшее. Сейчас, например, Минск витаминной продукцией обеспечивает только УП «Партизанское». В сельхозкооперативах, которые прежде до 30 процентов рынка закрывали по прямым договорам, дефицитного товара уже практически не осталось.


Есть и еще нюанс. Попадая из холодного хранилища УП «Партизанское» в теплую подсобку магазина, лук, к примеру, может прорасти в течение двух дней, а картошка начнет стремительно гнить.


Что тут скажешь? Дело ясное. У меня есть только один вопрос: когда же качество и разнообразие наших овощей будет не удручающим, как сейчас, а хотя бы таким, как в отчетах Минсельхозпрода? Или следующей весной мне придется писать о том же?


Справка «СБ»


Осенью Минск заложил в стабилизационные фонды около 24 тысяч тонн картошки, без малого 10 тысяч тонн капусты, 7,8 тысячи тонн моркови, 5 тысяч тонн свеклы, 3,4 тысячи тонн лука и 4,4 тысячи тонн яблок. Cегодня на складах: 1,8 тысячи тонн картофеля, 250 тонн моркови и примерно по 200 тонн свеклы и лука старого урожая.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter