Сложности объяснят в “налоговой”

В 2005 году на территории Беларуси действовали 15 общегосударственных и 9 местных налогов. Их перечень ежегодно конкретизируется при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

— Помимо этого у нас действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, налогообложение в рамках свободных экономических зон, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, — добавляет советник министра по налогам и сборам Беларуси Александр Жигулич.
По большому счету, количество налогов не может являться критерием для оценки эффективности всей налоговой системы. В той же Германии около 50 различных налогов, но их система является одной из самых успешных и стабильных в мире.
— Что такое “эффективная налоговая система”?
— Оптимальной признается такая, которая способна гармонизировать экономические интересы государства и плательщиков. Это выражается в том, что налоги своевременно поступают в бюджет, не оказывая при этом существенного влияния на финансовое положение граждан и организаций.
— Можно ли сегодня назвать белорусское налоговое законодательство сложным?
— Оно во всем мире традиционно является одной из самых сложных отраслей финансового права. Свод налоговых законов США, Германии, Великобритании не вмещается в формат нескольких энциклопедических изданий.
— Так, были отменены малоэффективные отчисления во внебюджетные фонды, сокращены ставки по НДС, налогу на прибыль, подоходному и чрезвычайному налогам, объединены в единые платежи налоги со сходной налоговой базой, — рассказывает Александр Жигулич. — Уже почти два года действует Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, активно ведется работа над его Особенной частью, регламентирующей механизм исчисления и уплаты отдельных налогов.
В итоге отечественная налоговая система стала более стабильной, либеральной и прагматичной. Об этом говорит не только стабильная положительная динамика налоговых поступлений последних лет, но и ощутимое повышение общего уровня налоговой культуры и ответственности в обществе.
— Что касается налоговой нагрузки на белорусскую экономику, то в 2004 году этот показатель, рассчитываемый по международной методике к валовому внутреннему продукту, с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения составил 40,3 процента. К слову, во многих странах Западной Европы уровень налогового давления на экономику соответствует или даже несколько превышает этот показатель. Например, во Франции, Финляндии, Австрии, Бельгии, Италии налоговая нагрузка на экономику колеблется в диапазоне 42—48 процентов, а в Дании, Швеции — 48—50 процентов.
— Но есть и другие ориентиры. В ряде стран СНГ величина налоговой нагрузки варьируется в пределах 19—30 процентов...
— Не следует забывать о социальной направленности нашего бюджета: бесплатное образование, здравоохранение, развитая система пенсионного обеспечения и социального обслуживания. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе и постсоветского пространства, выглядят некорректно.
— Насколько просто самому разобраться в “своих” налогах?
— Скажу прямо: для тех, кто платить налоги не желает, найдутся сотни причин и трудностей. В действительности достаточно обратиться в отдел консультаций, который есть в любой инспекции МНС, где плательщиков профессионально и оперативно проинформируют относительно методики исчисления, сроков и процедуры уплаты по всем действующим налогам. Было бы желание.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter