Почему школьные учебники должны быть написаны просто и понятно

Сложно о сложном

К вступительной кампании большинство абитуриентов готовятся с репетиторами. А как еще заполнить пробелы в знаниях, когда учебные пособия написаны таким языком, что самостоятельно изучить параграф и понять его довольно сложно?


С первых страниц учебника по физике для десятого класса под редакцией Е. В. Громыко начинает, что называется, кипеть мозг от степени научности изложения материала: “Модуль силы притяжения на расстояниях r > r0 превышает модуль силы отталкивания. Действие сил притяжения между частицами возвращает их в первоначальное положение после прекращения внешнего воздействия...”. Как бонус, все это изобилие умных слов подкрепляется различными сложными схемами и графиками.


Профессор кафедры педагогики и менеджмента образования ГУО “Академия последипломного образования” Николай Запрудский часто слышит от учителей физики, что язык в школьных учебниках очень сложный, а многие темы перегружены дополнительной углубленной и тяжелой для восприятия информацией:


— Простых слов и понятных опытов днем с огнем не сыщешь, а вот научных терминов пруд пруди. Встречаются задачи с неточностями и погрешностями, многие темы перевернуты с ног на голову, отчего нет последовательности и систематизации в знаниях.


Тяжелым языком написаны учебные пособия не только по физике, но и по математике. Победитель конкурса “Учитель года” Вадим Шпетный за свой почти двадцатилетний опыт работы преподавателем биологии и географии не в восторге от отечественных школьных учебников по этим предметам. Он считает, проблема в том, что специалисты, пытаясь уменьшить объем книг, выбрасывают пояснительный материал, оставляя голые и сухие факты:


— Из педагогической практики знаю: более чем пять цифр и понятий обычный ребенок за один урок запомнить не может. Мы с женой как-то посчитали, что в одном только параграфе по биологии для пятого класса встречается более двадцати различных терминов, да еще и таких, что разобраться в них может разве что ученый.


Продираться сквозь дебри непонятных слов приходится и малышам. Мама Анастасия каждый вечер сидит со своей семилетней дочкой и объясняет ей не только содержание учебников, но и отдельные слова:


— В книге “Человек и мир” как-то увидела слово “взаимосвязаны”. Доступней для второклассника было бы написать “связаны друг с другом”. Сначала подумала: мало ли, не заметили редакторы, всякое бывает. Но каково было мое удивление, когда в конце параграфа увидела вопрос: “Как вы понимаете слово “взаимосвязаны”?”!


Директор лицея БГУ Макар Шнип считает, что сегодня школьнику благодаря интернету и различным технологиям разобраться в вопросах, которые не объяснил учитель, или найти дополнительную интересную информацию не составляет труда:


— Только сначала учебники должны открыть в ребенке желание к познанию, научить его мыслить, дать основу для будущих научных достижений. А если дети изначально воспримут науку сложной и неинтересной, о каком желании что-либо изучать и дополнительно познавать может идти речь?


В копилку к недостаткам современных школьных учебников “бросим” факты существования в них ошибок. Пособие по информатике для одиннадцатого класса (авторы Г. А. Заборовский и А. Е. Пупцев) издано на белорусском и русском языках. Белорусскоязычный вариант кишит ляпами. Если верить этой книге, в нашем родном языке часто употребляются “рысунак”, “дварцова-замкавая архiтэктура”. Помимо лингвистических оплошностей встречаются и фактические. К примеру, авторы учебника утверждают, что система GPRS позволяет найти местонахождение объекта, в то время как это заслуга системы глобального спутникового позиционирования GPS, а не системы пакетной передачи данных в сотовых сетях.


О проблеме школьных учебников в Министерстве образования знают, поскольку и родители, и учителя жалуются по этому поводу регулярно. Как пояснил заместитель министра образования Василий Будкевич, вопрос уже в процессе решения:


— Национальный институт образования для совершенствования качества школьных учебных пособий проводит их опытную проверку. Многие учебники уже доработаны авторами с учетом замечаний и предложений педагогов и переизданы.


Остается надеяться, что оставшиеся учебники с ошибками и заумными словами уйдут в прошлое. А на смену им придут другие, интересно написанные и грамотные. Но когда это будет? И почему сразу нельзя написать так, чтобы не пришлось исправлять? За исправление, как известно, оценка снижается.

yacenuk@sb.by


Фото Владимира Шлапака

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter