Чем смех полезен для организма и почему это не всегда весело

Сложная формула настроения

Несмотря на то что в основном мы уверены в своей серьезности, способность развлекать себя и других заложена в нас природой как одна из базовых функций. Хотите — верьте, хотите — нет, среднестатистический человек в нормальной обстановке смеется более 10 раз в день. Учитывая такую особенность, совсем не удивительно, что вокруг шуток и юмора постепенно сформировалась целая отрасль развлекательной индустрии. Но что такое смех с точки зрения науки, какие процессы при этом происходят в мозге и почему щекотка связана не с радостью, а со страхом и болью?

Коллаж Ольги Александровой

И она к тебе не раз еще вернется…

Наряду с чиханием смех — одна из самых заразительных реакций. В ответ на улыбку и смех собеседника мы тут же непроизвольно отзеркаливаем их. Конечно, если они доброжелательные, поскольку есть довольно неприятные виды «веселья».

Нормальный человеческий смех был придуман природой как составляющая социального взаимодействия — способ налаживания контактов и разрядки конфликтных ситуаций. Эффективность практически стопроцентная. Согласитесь, с тем, с кем мы вместе хохочем, ссориться получается плохо.

Как правило, все эволюционные придумки манипулятивного характера (когда природа направляет нас к какой-то цели) комбинируются с системой бонусов: доброта повышает иммунитет, инстинкт размножения стимулируется всплеском эндорфинов вкупе с другими приятными вещами и так далее. Есть свой набор пряников и у смеха. Во-первых, в его «производстве» задействованы лимбическая система мозга (эмоции), префронтальная кора (комплексное мышление), гиппокамп (память) и отделы, контролирующие мышечную деятельность, поскольку, смеясь, мы используем мимику, двигаемся и жестикулируем. В итоге укрепляются и образуются новые нейронные связи, повышается пластичность мозга — мы становимся умнее. В меру индивидуальных способностей, конечно. Во-вторых, смех влияет на здоровье, стимулируя иммунитет, облегчая боль (эндорфины повышают болевой порог), снимая стресс (за счет выброса большого количества кортизола и дофамина) и даже… нормализуя пищеварение. Напрягаются мышцы брюшного пресса и гладкая мускулатура кишечника, что улучшает метаболизм со всеми вытекающими позитивными последствиями.

Метод от противного

Смех как реакция на щекотку (по-научному гаргалезис) достоин отдельного рассмотрения, поскольку это явление удивительное и парадоксальное. Начнем с того, что способностью смеяться от щекотки обладают только люди и крысы. При этом грызуны воспринимают ее как приятное почесывание, начинают тоненько стрекотать (это и принято считать крысиным смехом). У Homo sapiens первопричиной гаргалезиса является не удовольствие, а испуг. Звучит дико, но эволюционно щекотка задумана именно как сигнал угрозы при контакте с грызунами и насекомыми. Повод так себе, но мы смеемся. Почему?

Начнем издалека — с отдела мозга, который называется «мозжечок». Вызвать ощущение щекотки у самого себя человек не может. Причина в том, что мозжечок не идентифицирует наши собственные действия как угрозу (распознавание опасности одна из его задач). Но если нас щекочет кто-то, на подсознательном уровне мы именно пугаемся. Вспомните, что нормальная реакция — отшатнуться, избегая прикосновений.

В опасной или трагичной ситуации от эмоционального перенапряжения человек может начать истерически хохотать (выглядит это так, словно он сошел с ума). Нервная система пытается перезагрузиться и «сбросить настойки», чтобы «пробки» не выбило. В момент щекотки всплеск страха длится доли секунды, но он такой мощный, что мозг, даже убедившись в отсутствии опасности, все равно автоматически запускает рефлекс. К слову, щекотка только первые 5 секунд вызывает приятные эмоции (и далеко не у всех), затем мозг переводит их в формат болевых ощущений. Не случайно в средневековой Европе и Индии продолжительная щекотка практиковалась как разновидность особо изощренной пытки. Так что любителям таким образом поднять настроение друзьям или родственникам стоит хорошо подумать. Как выясняется, удовольствие это весьма сомнительное.
О том, что смех продлевает жизнь, слышали все. Любопытно, что это утверждение основано не на предметных исследованиях (то есть в часах, минутах и годах эффект никто не измерял), а на простом факте, что он вообще позитивно влияет на здоровье

Где не прокатит

Как мы уже выяснили, у смеха огромное количество положительных функций. Бытует мнение, что он даже может помочь сбросить лишний вес. Утверждение верно лишь отчасти. Поскольку во время смеха задействовано около 80 групп мышц, а организм активно выделяет гормоны, нейропептиды и так далее, калории на самом деле сжигаются. Но не так массово, чтобы практиковать смехотерапию как замену физической активности и здорового питания. Грубо говоря, чтобы нейтрализовать вредное воздействие пачки чипсов, нужно безостановочно смеяться несколько часов. Но мы физически не способны заниматься «фитнес-хохотом» больше часа — это предел возможностей напряжения мышц. Вспомните, что в излишне веселой компании мы в конце концов просим: «Прекратите меня смешить, уже скулы сводит и живот болит...»

ДАВАЙ ПОИГРАЕМ

Аристотель утверждал, что смех — это то качество, которое отличает человека от животных. Нельзя сказать, что великий философ был неправ, но есть небольшой нюанс, меняющий суть этого утверждения. У животных действительно нет чувства юмора (по крайней мере, в нашем понимании), хотя веселиться и играть они любят.

Врановые вообще способны довольно изощренно издеваться над двуногими и четвероногими, что подтверждают научные исследования и обычные наблюдения. В интернете масса роликов с примерами того, как они выводят из себя людей. С братьями по животному миру шутки воронов и ворон лежат в плоскости классической «комедии положений». Схватить исподтишка кота или собаку за хвост, быстро удрать и радостно каркать с дерева, наблюдая, как жертва бесится, — это, по их мнению, отличное времяпровождение и очень весело. А еще эти птицы могут найти занятие по душе и наслаждаться им. Например, висеть на сохнущем белье вниз головой, зацепившись когтями, или кататься с горки в какой-нибудь коробке.

В отличие от чувства юмора смех — это уже чисто физическая реакция, состоящая из характерных сокращений диафрагмы и других частей дыхательной системы и сопровождаемая вокализацией. Так вот, Аристотель был неправ, потому что смеяться умеет не только человек, но еще и приматы, собаки, попугаи и другие братья наши меньшие — не менее 65 видов. Хотя это крайне сомнительно, поскольку между смехом людей и животных есть большая разница. Классическое «ха-ха-ха» — вариант исключительно наш. Приматы издают звуки, напоминающие нечто среднее между уханьем и бульканьем. А самый тонкий смех у крыс — его невозможно расслышать «невооруженным» ухом, потому что это ультразвук в 50 кГц (диапазон, в котором слышим мы с вами, — от 20 Гц до 20 кГц).

Да и в целом смех животных — понятие относительное. Часто это просто учащенное дыхание и фырканье, без вокализации. Используется он как приглашение к игре (сигнализирует, что это именно мирное социальное взаимодействие, а не агрессия).

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter