Сложить мозаику страны

Евгений Ворсин: ЧМ по хоккею обойдется не более чем в 15 млн евро

Именно эта задача стоит перед организаторами чемпионата мира по хоккею

В 2014 году с 9-го по 25 мая на двух ледовых аренах столицы впервые пройдет чемпионат мира по хоккею. Беларусь уже проводила международные турниры всех рангов по разным дисциплинам и возрастам, и все они заслуживали самых лестных отзывов. Намерена она провести на образцово-показательном уровне и хоккейный форум лучших национальных сборных мира, подготовка к которому фактически уже идет по всем фронтам. О чем и свидетельствует в беседе с корреспондентом «Р» председатель Белорусской федерации хоккея (ФХРБ) и глава Дирекции по проведению первенства планеты-2014 Евгений ВОРСИН (на снимке).

— Евгений Николаевич, с какой целью недавно была создана эта структура и чем конкретно займутся ее сотрудники?

— Организация дирекции – одно из непременных условий Международной федерации хоккея (ИИХФ) ко всем хозяевам подобных элитных состязаний. В нее войдет небольшое число профессионалов высочайшего класса. Уже разрабатывается бизнес-план, готовится, так сказать, вся нормативная база. В нашей компетенции самые разнообразные вопросы, охватывающие все сферы и аспекты чемпионата. Это аккредитация и размещение его участников – атлетов, тренеров, руководителей ИИХФ, федераций и команд, VIP-гостей, их питание, транспортное и медицинское облуживание и т. д. Общей сложностью их количество составит более 1800 человек. По предварительным подсчетам, освещать соревнования будут и около 400 журналистов, прием которых также должен быть организован на должном уровне.

— Содействие Беларуси в этом, как уже известно, окажет маркетинговая компания «Инфронт», давно сотрудничающая с ИИХФ и зарекомендовавшая себя с самой положительной стороны в организации крупных турниров. Как вы поделите с ней сферы влияния и интересов?

— Она стала нашим стратегическим и консультационным партнером. Главное, максимально эффективно использовать ее многолетние наработки и огромный потенциал в этом непростом деле. Мы четко определили семь направлений совместной работы, а также разграничили свои права и обязанности. От многих услуг «Инфронта» отказались сразу, потому что Беларусь также имеет колоссальный задел в организации международных соревнований. И нам не нужно изобретать здесь велосипед. К тому же мы хотим провести этот грандиозный праздник хоккея с национальным колоритом и особенностями.

— Какой у турнира бюджет, из каких источников он сложится, ожидаемая прибыль от его проведения и за счет каких статей прежде всего?

— Предварительные расчеты мы представили еще в 2009 году в нашей заявке ИИХФ. Тогда бюджет чемпионата составлял около 10 миллионов евро. Но, разумеется, с учетом колебаний валютных курсов, увеличения стоимости услуг, оборудования, материалов и т.д. затраты могут возрасти. Но не более чем до 15 миллионов евро. Искомую сумму предоставит Министерство финансов страны. Эта беспроцентная ссуда будет возращена. Отмечу также, что генеральным спонсором турнира стал «Приорбанк». Наибольшие статьи доходов ожидаются от реализации его билетной программы и сувенирной продукции. Будет реализован и ряд чисто коммерческих проектов. Мы не учитываем поступления от болельщиков-туристов, которые могут быть весомы, однако пойдут непосредственно в разные сферы экономики страны. Прогнозируемое число зарубежных гостей Минска в мае 2014 года — от 30 до 35 тысяч человек. Но их количество может ощутимо возрасти, если, к примеру, в финал состязаний выйдет команда России. Беларусь же находится в центре Европы! К тому же прорабатывается вопрос безвизового режима на время организации чемпионата. А это тоже дополнительные поступления в госказну.

— Кому будут предоставлены права на телетрансляции турнира, организацию рекламы, а также кто станет партнером ФХРБ в реализации билетов?

— Первый вопрос — в компетенции «Инфронта», он будет оговаривать все условия продажи сигнала трансляций с Белтелерадикомпанией. По соглашению с ним дирекция также вправе привлечь к организации чемпионата 12 коммерческих партнеров. Они могут представлять любую страну, но прежде должны выполнить определенные финансовые обязательства. В их числе будет и фирма, которая займется реализацией билетной программы. Но до этого еще надо отработать ее стратегию, взяв за образец идентичное с Беларусью по населению, размеру территории, уровню социально-экономического развития государство. Скорее всего, это будет Словакия. Реклама турнира уже идет. Определились с его логотипом, он согласован с ИИХФ. Талисманом станет зубренок-хоккеист, который теперь проходит патентное утверждение. Предложили изготовление его образцов Жлобинской фабрике искусственного меха, но она отказалась из-за недостатка технологических возможностей. Поищем иное предприятие и постараемся, чтобы оно было белорусским. Негоже национальный символ отдавать на откуп зарубежью, к тому же средства на его производство должны остаться в нашей стране. Отмечу также, что организовать это дело нужно в оперативные сроки, потому что права на реализацию данных изделий за три месяца до старта и по ходу турнира перейдут к «Инфронту».

— Что из себя представит вторая ледовая арена чемпионата, когда она будет введена в строй и кто станет ее хозяином после его окончания?

— Архитектурный проект «Чижовка-Арены» уже готов. Правда, в него в соответствии с международными стандартами внесены коррективы. Изменены размеры и расположение раздевалок, возросло и их число. Это обусловлено тем, чтобы две ледовые площадки арены, игровая и тренировочная, могли одновременно принять большее количество команд. Также улажен вопрос по хоккейным коробкам. Они будут средних размеров, между европейскими и североамериканскими нормами, 60х28 метров. Эта тема обсуждалась на конгрессе ИИХФ и НХЛ в канадском Торонто. На нем энхаэловцы настаивали на равных условиях конкуренции, так как большие площадки дают преимущество хоккеистам Старого Света. В итоге пришли к компромиссу. К слову, это решение было одним из условий участия в чемпионате мира-2014 профессиональных игроков, звезд НХЛ. На «Минск-Арене» ничего переделывать не надо. На ней загодя предусматривались закладные, позволяющие трансформировать ледовую площадку до необходимых параметров. Вместимость «Чижовка-Арены» осталась прежней – 8 тысяч посадочных мест. Ввод ее в эксплуатацию – 2013 год или минимум за полгода до чемпионата, чтобы было время для ее обкатки, проведения 1—2 тестовых соревнований. А будущим хозяином этой арены станет хоккейный клуб столицы «Юность».

— Государство намерено вложить большие средства в улучшение инфраструктуры города к началу чемпионата мира-2014. Но планы постоянно корректируются в сторону увеличения?

— На сегодняшний день известно, что будет построено 13 новых гостиниц, реконструируется ряд имеющихся. Будет возведена студенческая деревня и модернизированы некоторые общежития вузов, в которых также разместятся гости турнира. До 2014 года в столице появятся 9 современных развязок, а также 7 перехватывающих паркингов за МКАД. В аэропорту «Минск-2» построят вторую взлетно-посадочную полосу, что позволит принимать аэробусы, от него до города запустят электричку. Специальные автобусы и микроавтобусы, выделенные МАЗом, будут курсировать между двумя аренами. Для руководителей национальных федераций и сборных, а также VIP-гостей предусмотрен персональный транспорт, его выделит титульный спонсор ИИХФ компания «Шкода». Разумеется, будет уделено внимание и благоустройству столицы. Всеми этими вопросами владеет оргкомитет турнира, который возглавляет председатель правительства страны Михаил Мясникович. Задействованы многие министерства и ведомства, при которых созданы свои оперативные штабы.

— Что полезного все-таки может почерпнуть Беларусь из зарубежного опыта в организации столь масштабных мероприятий?

— Мне довелось побывать на многих международных турнирах, в том числе и хоккейных. Первое, что подметил для себя, — необходимо более рациональное использование транспортных средств. Их, как правило, закрепляют на все время соревнований за определенными делегациями. А более эффективный вариант – создание диспетчерского центра, который обеспечит машинами по заявкам или же по первому звонку в нужное время и место. Второй пример – организация питания. На подобных форумах принят так называемый шведский стол. Но куда лучше, если заказ любых блюд для спортивных делегаций оформят их же медики, знающие все предпочтения и потребности на конкретный час. На таких элитных турнирах не бывает мелочей. И именно из этой мозаики в итоге и складывается целостная картина восприятия страны-хозяйки.

— А как вы прокомментируете предложения некоторых европейских партий и депутатов в свете событий 19 декабря запретить Беларуси участие в Олимпиадах, а также проведение чемпионата мира по хоккею?

— Мы уже обсуждали эту тему на заседании оргкомитета ИИХФ по возрождению европейской Лиги чемпионов. А позже и в общении с руководителями «Инфронта». И все представители международной и национальных федераций, «Инфронта» сходились во мнении, что призывы евродеятелей не заслуживают ни внимания, ни реакции. Большой спорт живет по своим законам. Это касается не только ИИХФ, но и Международного олимпийского комитета (МОКа), Международной федерации футбола (ФИФА) и иных влиятельных спортивных структур. Да, все они могут принять какие-то санкции, но лишь к стране, являющейся их членом. И только за нарушение уставных отношений или из-за вмешательства государства в деятельность национальной федерации. Прецедентов переноса первенств планеты по хоккею или футболу история не знает. А бойкоты Игр в Москве-80 и Лос-Анджелесе-84 на совести политиков СССР и США. Резкие заявления евродепутатов в адрес Беларуси, по-моему, не стоят выеденного яйца. Это чистой воды политиканство, желание заработать себе дополнительные и весьма сомнительные очки...

Фото: Константин БЕЛОУС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter