Актер Владимир Роговцов считает, что хорошая литература из радиоэфира не исчезнет

Слово в эфире

Литературные радиопрограммы по-прежнему интересны слушателям

Фото kupalausk.by
На канале «Культура» Белорусского радио в популярном проекте «Радыёбiблiятэка» на этой неделе завершился своеобразный литературный марафон: почти два месяца в эфире звучал роман «Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка в исполнении заслуженного артиста Беларуси актера Национального академического театра им. Я. Купалы Владимира Роговцова. Владимир Митрофанович принимал участие как актер и режиссер в большом количестве записей литературных произведений и радиопостановок. Сегодня он считает, что литературные программы на радио переживают новую волну популярности и по-прежнему интересны слушателям.

— Этот эфир «Триумфальной арки» — повтор записи, сделанной в 2015 году. И это настоящий подарок для меня от радио «Культура»… Услышал массу хороших слов в свой адрес, знаю, что многие люди, те, кто пропустил раньше, слушали ее с большим интересом. Наверное, человечеству лень читать книги, слушать их в машине или дома, занимаясь своими делами, удобнее. Из-за вынужденного творческого простоя многие артисты сегодня читают прозу и стихи в интернете. Большой популярностью пользуются аудиокниги. Их записывают хорошие медийные актеры, такие как, например, Константин Хабенский.

Радио — это большая часть моей творческой жизни… Встретил здесь много талантливых и неординарных людей. Всегда находил тут творческую отдушину, когда что-то не клеилось в театре. Кроме «Триумфальной арки», мной записаны «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, «Крейцерова соната» Льва Толстого, «Третья ракета» Василя Быкова, «Старосветские помещики» и «Сорочинская ярмарка» Николая Гоголя, «Рождественский хорал» Чарльза Диккенса. «Триумфальная арка» идет двадцать часов тридцать минут. Такие литературные передачи после 1990-х годов стали постоянными в белорусском эфире. Хотя я помню период, когда художественное вещание вдруг на некоторое время пропало, радио стало развлекательным. Были лишь гости в студии, и звучала музыка… Благодаря редактору отдела литературно-художественных программ Маргарите Прохор и заведующей отделом литературно-художественных программ Первого национального канала Белорусского радио Галине Шаблинской художественное вещание на радио со временем вернулось. Сначала появился проект «Короткие истории», потом программа «Бестселлер». Сейчас идут повторы радиоспектаклей (они реставрированы и сохранены), где можно услышать наших старых артистов Купаловского театра. Это сделала Галина Шаблинская. 

Мои записи с произведениями белорусской и мировой классики выложены и в интернете. И я думаю, это не совсем чтение, это эмоциональное погружение в материал, близкое к моноспектаклю. 

— Владимир Митрофанович, а когда оно появилось в вашей жизни? 

— В 1963 году на третьем курсе института меня пригласила на Белорусское радио жена нашего выдающегося преподавателя и диктора Ильи Кургана Ирина Борисовна Андреева. Предложила почитать стихи о любви в одной из музыкальных передач. Это было так напряженно и ответственно для меня, я так смущенно себя вел и краснел, но как-то все-таки прочел то стихотворение… Казалось, что бездарнее меня никого нет. Но после этого меня стали приглашать. Актриса Мария Николаевна Ключникова делала на радио спектакль «Письма Саши Бунина», где моими партнерами стали выдающиеся артисты Александра Климова и Григорий Кочетков. А после окончания института радио стало моим вторым домом. Гонорары были не очень высокие, но каждый день после двух часов дня коридоры радио гудели басовитыми голосами актеров минских театров… Появлялись новые программы, произведения и радиопостановки, например, популярная передача «Романтики». Я долгое время был ее ведущим, там звучали маленькие новеллы и инсценировки о первой любви. Талантливые режиссеры Марина Троицкая, Софья Гурич, Татьяна Алексеева, Игорь Лаптинский, Валерий Анисенко помогали актерам каждый раз раскрываться по-новому. Очень много передач записано с режиссером Валентиной Керножицкой. После Валерий Анисенко пригласил меня работать режиссером на полставки на радио, и я написал уже как автор инсценировку «Мастера и Маргариты», историю Иешуа. Моим партнером по отрывку из произведения «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери была великая Стефания Станюта, и я горжусь тем, что эта запись осталась и сейчас иногда повторяется… Потом было прочитано много поэтических программ, литературных рассказов, появились программа «Бестселлер», замечательная программа «Крылы»…

— Владимир Митрофанович, вам близка проза Ремарка? 

— Наше поколение было влюблено в его произведения. Его герои соответствовали настроениям нашего поколения… Эта потрясающая дружба, любовь, но и чувство одиночества, преследовавшее героев, было знакомо каждому. Может быть, сейчас тоже какие-то его интонации и мотивы совпадают с нашим настроением. Во всем мире витает какое-то чувство неопределенности… 

Меня радует, что сегодня на радио «Культура» работает очень хорошая команда: директор радио Владимир Трепенок, актриса Маргарита Захария, актер и режиссер Олег Винярский, редактор Маргарита Прохор, редактор и режиссер Лика Пташук и многие другие… Они все профессионалы, имеющие вкус к слову. 

Конечно, время изменилось, радио стало больше развлекательным, чем познавательным. Программа поздравлений длится несколько часов, люди поздравляют друг друга с днем рождения, там звучат музыкальные композиции, но тем не менее продолжают звучать и радиопостановки… Так что все соразмерно. 

В завершение беседы хотел бы поздравить Белорусское радио с юбилеем, который оно отметит в ноябре этого года. Ваши верные слушатели остаются с вами! 

ЦИТАТА 

«Во времена моего детства и юности телевидения не было, мое поколение слушало радио. Популярная передача «Театр у микрофона», в которой литературную классику часто исполняли купаловцы, мне очень нравилась и развивала воображение… Я люблю радио, оно очень выручало меня в те времена, когда в театре случались простои. Режиссеры на Белорусском радио относились ко мне доброжелательно, поддерживали мои инициативы… Благодаря многолетней работе на радио, преподавательской деятельности я всегда был при деле, чувствовал себя нужным».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...