Композитор Валерий Воронов – о любви к театру и идее белорусской национальной оперы

Слово композитору

С композитором Валерием Вороновым мы связались с помощью популярного приложения Viber: наш соотечественник давно живет в Германии, но связь с Беларусью не прерывает ни на день — здесь семья и друзья, а также множество музыкальных и театральных проектов. Конечно, пандемия и связанные с нею ограничения наложили отпечаток на жизнь людей творческих — сроки премьер по миру отодвигаются, до массового открытия границ еще далеко, но даже во времена всеобщей неопределенности от недостатка идей и планов композитор не страдает.


— Как тебе понравилась жизнь в самоизоляции? 

— Ты же понимаешь, что для композитора немногое меняется. Лично моя жизнь никак не изменилась. Обычно я сижу дома и пишу. Связь с людьми держу через телефон и интернет. А тут сижу дома и пишу, а мне при этом говорят: «Сиди дома!» Зато я велосипед купил и теперь везде на нем езжу — может быть, именно это всеобщее сидение по домам меня и сподвигло. Но вообще в Германии вполне спокойно, уже почти все открылось, жизнь идет своим чередом. Маски люди носят, конечно. Единственный большой минус, что сдвинулись планы. Работы много и одновременно конкретики нет, все размыто. 

— Сожалеешь о несбывшихся надеждах или, наоборот, наконец-то нашлось время сделать что-то, что давно откладывал?

— У меня должен был состояться балетный проект в Красноярске — теперь непонятно, сложится это или нет, пишу крупное сочинение для виолончели с оркестром, но все премьеры сдвинулись на конец осени или даже на следующий год. Я спокойно к этому отношусь: на самом деле все к лучшему, мне нужно было остановиться и привести в порядок свои мысли.

В начале года у меня все-таки успели пройти две очень серьезные и важные для меня премьеры: в январе в Амстердаме исполнялось большое сочинение Acqua Alta для хора и камерного оркестра. И Юрий Абрамович Башмет заказал мне сочинение, которое прозвучало в финале его первого московского фестиваля, — Helios для ударных инструментов и симфонического оркестра, оно имело большой резонанс. 

— Белорусские театры возвращаются к нормальной жизни. Например, на афишу Театра-студии киноактера вернулись «Алиса в Зазеркалье» и «Хто смяецца апошнiм» — спектакли, к которым ты написал музыку.

— Приятная новость! «Алису в Зазеркалье» хорошо принимала публика, с тех пор я успел поработать над еще одним спектаклем для этого театра «Ох, уж эта Анна» — веселая комедия положений, в которой такая же веселая музыка. 

— Заметила, что с Театром-студией киноактера ты часто сотрудничаешь.

— У нас любовь (смеется). Впервые я писал для них музыку в 1993 году, мне было 23 года, я учился на 3-м курсе консерватории. Это была постановка по пьесе белорусского драматурга Евстигнея Мироновича «Театр купца Епишкина» режиссеров Александра Беспалого и Владимира Грицевского, она шла больше двадцати лет. Там много разных музыкальных номеров, актеры и поют, и исполняют танец мотыльков, там есть и еврейский оркестр, и усеченная версия «Травиаты»: по сюжету оперу надо было урезать до трех минут. Я написал тогда очень много самой разной музыки с массой цитат… В общем, повеселились! Потом в нашем сотрудничестве получился длинный перерыв, а вот дальше были «Хто смяецца апошнiм» — хороший спектакль по пьесе Кондрата Крапивы, который до сих пор в репертуаре театра, две комедии по Чехову, «Две стрелы», «Алиса в Зазеркалье» и нынешней весной «Ох, уж эта Анна». Мне очень нравится работать с режиссером Олегом Киреевым.

— Чем тебя как композитора цепляет театр? 

— Люблю делать характерную музыку, и она у меня получается. Поймать какую-то ситуацию, эмоцию... С минским ТЮЗом, например, я тоже сотрудничал, в Германии было несколько театральных работ. Здесь, в Берлине, у меня есть друг — актер и режиссер: он читает стихи Джона Донна, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского, а я играю на рояле различные импровизации. Такие спектакли, в которых два действующих лица и я выступаю в роли самого себя.

— Общаясь с твоими коллегами-композиторами, пару раз слышала: стал сочинять музыку, потому что понял, что концертирующим музыкантом мне не быть, я боюсь выходить на сцену. У тебя такой проблемы нет?

— Наверное, я все-таки боюсь выходить на сцену. Вернее, просто этого не люблю, я не артист. Перевоплощаться — это не мое, вот появиться в качестве самого себя — да, в этом есть какой-то смысл. А так даже когда нужно кланяться после премьеры, стараюсь побыстрее уйти. Хотя это неправильно, конечно, такие моменты тоже часть работы композитора. 

— Если твою музыку не понимают, не любят, как ты к этому относишься? Если вдруг подходят и говорят: «А мне не нравится». 

— Лицом к лицу с негативом сталкиваться как-то не приходилось, я о себе только читал. Мне западают в память вещи немножко другие. Помню, в Петербурге однажды исполняли что-то из моих сочинений. После концерта подходит восторженная женщина: «Ой, спасибо, так красиво, такая музыка! Вы наш, питерский?» — «Нет». И в ответ уже гораздо суше: «Поздравляю». (Смеется.)

— У тебя всегда много проектов в Беларуси. А вот нечто по-настоящему глобальное — оперу, например, на белорусский сюжет — никогда не мечтал сочинить? 

— Маргарита Николовна Изворска-Елизарьева в свое время поддержала идею, которую мы предложили вместе с поэтом Адамом Глобусом. Это был огромный серьезный замысел о Витебске и витебском авангарде 1920-х годов. Я нашел много материала, в том числе о поставленной в те годы футуристической опере Матюшина «Победа над Солнцем». Мечтал сделать «оперу в опере», закрутить все вокруг этой постановки 1920 года. Но тогда в Большом театре началась масштабная реконструкция, а потом уже не сложилось. А хотелось бы вернуться к этому проекту: то, что мы предлагали, и тогда было в тренде, и сейчас. Из Володи Громова, которого мы тоже заразили этой идеей, получился бы замечательный Малевич! Но опера, конечно, не пишется просто так, потому что тебе захотелось: это огромная работа, причем коллективная. У меня сейчас два оперных заказа, один из них на французском языке. Но я понимаю, что не вечен: мне 50 лет, и хотелось бы успеть что-то сделать и для белорусской оперы. 

— В Минск собираешься, ждешь открытия границ?

— Скучаю по друзьям, у мамы в августе юбилей — 75 лет… Конечно, очень хочу приехать и приеду, как только появится такая возможность. А пока все общение через интернет, мессенджеры, Viber. 

СПРАВКА «СБ»

Валерий Воронов родился в 1970 году в Москве. Окончил Белорусскую государственную академию музыки (класс композиции Дмитрия Смольского), Высшую школу музыки в Кёльне. Член Союза композиторов Беларуси с 1999 года. Автор музыки к различным театральным, 

кино-, радио- и интернет-проектам. С 2016 года как приглашенный профессор ведет мастер-классы композиции и оркестровки в Blackmore International Music Academy и Международной музыкальной академии в Сочи.

К СВЕДЕНИЮ

В приложении для общения Viber можно не только безгранично общаться, но и читать новостные и информационные сообщества. Кино, спорт, путешествия — каждый пользователь найдет сообщество с интересной для него тематикой. А для поклонников музыки в Viber найдется много полезного контента от белорусских и зарубежных артистов.

ovsepyan@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter