Насколько эффективно белорусские товары продаются на внешних рынках?

Словно дедка тянет репку

Главное — выпустить, продать всегда сумеем. Увы, этот универсальный прием остался в «социалистическом» прошлом. Ситуация поменялась кардинально. И главный вопрос теперь — как продать? На рынке ты не один, предложений много, правила игры диктует его величество покупатель. Три условия определяют сегодня устойчивое положение производителей — качество, сервис и финансовый инструмент. Без них невозможно не только освоить новые рынки, но и удержать старые. В Беларуси вроде бы все условия созданы. Тем не менее экспорт проседает.

По данным Белстата, внешнеторговый баланс за январь-февраль по сравнению с аналогичным периодом 2014 года упал на 21,2 процента. Есть, правда, и положительный момент — снижение импорта оказалось более значительным, чем падение экспорта. В результате сократилось отрицательное внешнеторговое сальдо. От 286 миллионов долларов до минус 108 миллионов. Весьма сомнительный успех.

Как это ни странно, но самые значительные внешнеторговые потери мы понесли на территории Евразийского экономического союза. На российских просторах экспорт снизился почти на 40 процентов, и впору говорить, что российский рынок мы постепенно теряем. Новые – еще в перспективе. Вот и растут складские запасы. Производить качественную продукцию научились, по продажам — еще в начальных классах.

А возможности есть. Почти 350 субъектов в 39 странах – такова товаропроводящая сеть отечественных организаций. Понятно, наибольшее представительство в России. Но временами кажется, что представители сетей только имитируют бурную деятельность, а не демонстрируют гибкость торговой политики.

Сошлюсь на авторитетное мнение председателя Совета директоров Евразийской инжиниринговой компании Александра Ольшевского. Он курировал программу поставок нашей продукции в регионы Сибири и Дальнего Востока, рынок знает как свои пять пальцев.

— Могу сделать вывод: торговать мешает сам белорусский производитель. Очень высокий уровень подхода к качеству, к исполнению финансовых обязательств. Но при этом рыночная пассивность. Иногда возникает ситуация, как в сказке о репке. Производитель ограничивается функциями того самого деда, который посадил, вырастил, а дальше в реализации участвует огромная цепочка людей.

К примеру, когда обсуждался вопрос поставок в Сибирь белорусских колбас, сыров и печенья, переговоры затянулись более чем на год, – продолжает специалист. — За это время в Новосибирске, Кемерово на полках появились прибалтийские колбасы и сыры. Они дороже, доставить их сложнее, нет преференций Таможенного союза. И, что меня больше всего удивило, казахстанское печенье. Хотя Казахстан никогда не славился кондитерскими изделиями. Но маркетологи этих предприятий фактически жили в регионе, общались с торговыми сетями, согласовывали какие-то преференции.

Есть такая восточная пословица: чашка риса — чашка пота. «По щучьему веленью» ничего не получится. Поэтому так важна связь маркетинговых служб с конкретным потребителем. А учиться придется на ходу. Время торопит.

Так Жлобинский мясокомбинат стал активно осваивать рынки Казахстана и Таджикистана. Ассоциацией «Индустрия Казахстана» предприятию вручен специальный сертификат «Халяль». Теперь белорусские технологии могут оценить восточные гурманы. Кстати, половину своей продукции предприятие успешно реализовывало в России. Сейчас решили не рисковать. Объем поставок снизился почти на треть. Тем не менее в 2015-м здесь рассчитывают увеличить валютную выручку как минимум в полтора раза по сравнению с прошлым годом.

Насколько эффективно белорусские товары продаются на внешних рынках, проверит Комитет госконтроля. Об этом недавно говорилось на итоговой коллегии ведомства. Мониторинг экспортного потенциала в первую очередь коснется товаропроводящих сетей.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter