Злые слова порой могут ранить или даже убить. Как с этим бороться?

Слова порой остры, как бритва

Многих возмущает нецензурная брань. Она режет слух, треплет нервы и порой вызывает отвращение, обезображивая говорящего. Но есть еще одна характеристика, которая способна не только разрушить общение, но и сделать его невыносимым. Я имею в виду бестактность. 

Фото vnore.net

Недавно наблюдала сцену в очереди. К стоящей впереди женщине немолодых лет подбежала, судя по разговору, давняя знакомая. Она, будто шаровая молния, внезапно залетела в отдел гипермаркета и словами сбила собеседницу с ног: «А ты, я смотрю, пострашнела за те пару месяцев, что мы не виделись. Щечки прохудились. Глазки потухли. Где задор? На работе что не так или с мужем развелась? А может, старший сын достал?» Даже мне, постороннему человеку, захотелось отойти от назойливой дамы на безопасное расстояние. Мало ли перепадет «комплимент» случайно. Горошины перченых выражений просто прибили покупательницу. По ее опустившимся плечам стало понятно: «доброжелательница» достигла цели. А та, добившись нужного эффекта, ретировалась. Неприличные вопросы выбили женщину с «потухшими глазами» из очереди. Она отошла в сторонку, тяжело опустилась по стенке. Села на корточки и достала из сумочки лекарство. 

Моей подруге сорок лет. Сегодня ее работа связана с публикой. Но еще совсем недавно каждый выход к людям был для нее мукой. Так продолжалось, пока, настрадавшись, она не обратилась к психологу. В школе, университете, как только выходила к доске, ее крепкий в обычной ситуации голос таял и она чуть ли не теряла сознание. Учителя входили в положение и спрашивали школьницу с места. В университете было сложнее — там преподаватели менялись часто. Впервые приступ случился на уроке истории в пятом классе. Учитель подняла по очереди пять человек и устроила перекрестный опрос. Стояние продолжалось долго. Педагог сделала замечание девочке: «Ну и тонкий же у тебя голосок. Только в интимной обстановке разговаривать». Класс смеялся долго. Хохочущие лица поплыли у Ирины перед глазами, и ученица упала в обморок. Удивительно, но нередко тот, кто призван к особому чувству меры, в самый ответственный момент меры не чувствует.

У меня есть знакомая преклонных лет. Она никогда не спросит, как дела, что с настроением, чем ты живешь. А обычно, не церемонясь, с порога забрасывает: «А у тебя щечки покруглели. Да ты поправилась». Или: «А где делись твои «пирожки» с лица?» Кажется, она еще издалека взвешивает тебя на видимых только ей весах и выдает отчет. Что удивительно, после такой встречи всякий раз да приключится какая-нибудь болячка и непременно отразится на щеках. 

Женщинам вообще свойственно судачить на тему внешности и веса. Видимо, все как в пословице: у кого где болит, тот о том и говорит. И чтобы не так мучили комплексы, дамы спешат очернить подругу. Мол, на ее фоне — неважно, стройном или тучном, — я королева. 

Увы, такой бесцеремонностью грешат и мужчины. Муж моей подруги постоянно напоминает ей, чтобы она контролировала свои килограммы. Каждый раз, когда та отправляется в магазин за пирожным, хотя пирожные на ней, стоит признать, никак не сказываются. Но супруга изначально смущало, что она слегка не дотягивала до его идеала стройности. И вписать жену в придуманный им образ до сих пор не получается. Одно время Маша даже заболела анорексией. Но и тут милому не угодила — вышла слишком тощая. 

Вряд ли кого-то в этой жизни обошло неприличие другого человека. Врач, например, как никто, должен понимать, что, когда и кому сказать. Но, увы, порой за голову хватаешься от бесцеремонности этих специалистов. Недавно одна доктор посоветовала хватать за шиворот любого прохожего и женить на себе. Такое средство она предложила от… гайморита. Незамужним врачи обычно «прописывают» от всех бед замужество. Нерожавшим — беременность. А вот холостым мужчинам просто советуют поменять работу. Причем неважно, с чем приходит пациент — с кашлем, насморком или перебоями в сердце. Будто семейные люди заговорены от проблем со здоровьем. 

Впрочем, словом можно не только убить, но и воскресить. Как у Алексея Толстого: «Один ласковый взгляд — вот и снова жив человек». Даже если у собеседника темные круги под глазами или глаза едва видны из-под наплывших век, а блестели они последний раз в детском саду, не надо лишать их последней искры. А она есть в каждом. И любой встречный может ее разжечь. Улыбкой и добрым расположением.

drug-olya@yandex.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter