Какие выводы белорусскому хоккею нужно сделать из результатов чемпионата мира?

Слова об лёд

Сборная Беларуси вернулась домой. Вернулась без фанфар и ковровых дорожек, едва сохранив прописку в элите мирового хоккея и оставив множество вопросов, ответы на которые придется искать еще долго. Что это было? Могло ли быть лучше? И, в конце концов, что делать дальше? Предваряя официальные разборы полетов, по горячим следам мы попытались заглянуть в будущее нашей хоккейной сборной.

Андрей Сидоренко, бывший главный тренер сборной Беларуси:


— Мне кажется, что мы слишком много ждали от этой команды. Перед началом чемпионата рассуждали, что будем бороться за медали, говорили о попадании в плей–офф. В итоге же выяснилось, что у нас «переходный период», состав поменялся... Так что прежде чем говорить о шансах, нужно посмотреть, что у нас вообще происходит в хоккее, начиная с детского уровня и заканчивая управленцами. К слову, и оптимального состава, вопреки словам Дэйва Льюиса, нам собрать не удалось. Не знаю, быть может, это была ошибка перевода, но очевидно, что ряда игроков в Париже не хватило. С другой стороны, мы, конечно, не знаем, какие в команде были личные взаимоотношения. Бывают ведь и весьма капризные хоккеисты. Тренер для игрока видит какую–то определенную роль, а тому не нравится. Начинаются трения, на команду такой человек играть уже не будет... Но, с другой стороны, взять и оставить за пределами сборной ветеранов тоже неправильно. Молодежи еще, очевидно, не хватает опыта, им нужны «дядьки». В конце концов, это национальная сборная, и в ней должны играть сильнейшие.

Фото  РЕЙТЕР.

Сказать, кто будет этими сильнейшими через год, я не возьмусь. Молодежь показала, что у нее есть перспектива, и в следующем сезоне ребята наверняка прибавят. Вопрос в том, кто и как с ними будет работать. В том числе и в сборной. По мне, так канадский вектор выбора тренеров для национальной команды вызывает определенные вопросы. Льюис работал в НХЛ, но там собраны лучшие игроки с совершенно другим уровнем игры и отношением к делу. Плюс, возможно, сказывается разница менталитетов. Человеческий фактор на таком уровне значит очень много. И это, кстати, не только сборной касается. У нас ведь спортивными структурами очень часто руководят совершенно посторонние люди. Из конного комплекса приходят на должность директора хоккейного клуба. Я понимаю: хозяйственник знает, как организовать работу. Но ведь начинают лезть и в тренировочный процесс, а это уже ни в какие ворота...

Владимир Крикунов, бывший главный тренер сборных Беларуси и России:


— Конечно, команда на чемпионате мира провалилась. В федерации взяли направление на канадский хоккей, мол, и мы сейчас построим эту систему. А канадский хоккей только в Северной Америке и работает. При этом есть страны, которые всегда в топе, — Швеция, Чехия... И они идут своим путем, ни в какой канадский хоккей не уходят. Вот у белорусов и не получается. При том, что в стране и катков сейчас море, и внимание большое. Просто надо бережно доводить своих молодых ребят до уровня сборной.

Владимир Жабинский, тренер детской команды, Сморгонь:


— Для меня главный вывод из увиденного на чемпионате мира: лидеры попросту не тащили команду. Возможно, сплавляли тренера, возможно, по каким–то другим причинам, но в любом случае людей с таким отношением не должно было быть в сборной. Сегодня много спорят, что кого–то зря отцепили от команды, а я убежден: отцепили не всех. Костицыных не выставили на последний матч, и что, команда без них еще лучше сыграла! Но Льюис, как мне кажется, немного недожал ситуацию. Нужно было идти до конца. Есть ведь в Гродно Александр и Сергей Малявко, есть Дмитрий Амброжейчик — 5 — 7 молодых ребят еще запросто можно было добавлять в этот состав без серьезного ущерба для результата. Считаю, в будущем эту ошибку нужно учесть и продолжить омоложение сборной. Да, год–два мы можем побарахтаться на грани вылета из элитного дивизиона, но наиграем молодую и перспективную команду.

Правда, это возможно при условии, что и в «Динамо» сделают, наконец, ставку на белорусских игроков. Что дают нам легионеры? Мне как болельщику не особенно и нужен тот плей–офф, если потом сборная развалится. Есть же пример латышей, которые, сражаясь в КХЛ практически своими силами, на нынешнем чемпионате едва не оказались в четвертьфинале. А то, как мы играли против сборной Швейцарии, — это ничем невозможно объяснить.

Проблема не в Льюисе. Ему–то как раз нужно было бы дать поработать дальше, довести до конца начатое дело. Что плохого в том, что тренер начал обновлять команду и заставлять игроков работать по нормальной системе? Я не хочу вдаваться в подробности, но, поверьте, никого из команды не отправляли просто так, как не просто так те же Костицыны не играли во втором матче «Евровызова» против Швеции в Гродно. Если мы сейчас опять бросимся менять тренера, перекраивать подготовку, почти гарантированно наступим на старые грабли. Лучше уж направить внимание на то, как мы готовим игроков для национальной команды. У россиян на этом чемпионате мира средний возраст в районе 22 лет. Финны привезли молодую команду, у кого–то даже «масочник» на лед выходил! И неплохо ведь смотрелся! Наши же молодые ребята часто банально не готовы к тому, что против них будут играть с сопротивлением. Пару лет назад коллеги из Словакии в личной беседе рассказали мне: «Если бы мы со своими детьми работали так, как в России или Беларуси, наша сборная играла бы на уровне Венгрии и Румынии. Но мы работаем с каждым и каждого стараемся вывести на максимально возможный уровень». Вся Европа уже давно поняла, что чем выше средний уровень игроков в стране, тем выше класс хоккеистов в сборной. Пора бы и нам об этом вспомнить.

К сведению

Вчера на чемпионате мира прошли четвертьфиналы (на момент подписания номера стало известно, что россияне выиграли у чехов — 3:0, а финны — у американцев — 2:0), а накануне в Кельне состоялась жеребьевка хоккейной Лиги чемпионов. По ее результатам соперниками гродненского «Немана» по группе «С» стали швейцарский «Цуг», австрийская «Вена» и финская «Ювяскюля». «Вена» в этом году выиграла Открытый чемпионат Австрии, «Ювяскюля» стала бронзовым призером чемпионата Финляндии, а «Цуг» проиграл в финале швейцарской лиги. В групповом этапе, который пройдет с 24 августа по 11 октября, примут участие 32 команды, разбитые на восемь групп. Из каждой группы в плей–офф выйдут по два участника. Финал Лиги чемпионов состоится 6 февраля 2018 года.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter