Слова «не можем» у нас не в моде. «Сделаем!» — это по-нашему

Таким   принципом   в   своей   работе   руководствуются   кооператоры   Поставского   райпо

аким   принципом   в   своей   работе   руководствуются   кооператоры   Поставского   райпо

На протяжении уже десяти лет Поставское райпо занимает 1-е и 2-е места в областных и республиканских соревнованиях «За достижение лучших показателей в хозяйственно-финансовой деятельности». Коллектив дважды заносился на Республиканскую доску Почета, дважды получал благодарственные письма от Президента Беларуси А.Г. Лукашенко за реальный вклад в укрепление экономики страны, стабильное развитие. Неоднократно награжден дипломами облпотребсоюза и Белкоопсоюза, почетными знаками Белкоопсоюза. Рассказывает председатель правления райпо Григорий ЛЕВКОВЕЦ

— Большое хозяйство – как и большая семья, которой много надо, чтобы достойно жить, и где приходится порой считать каждую копейку. 

Время настоятельно требует быть настоящим хозяином, рачительным и бережливым, развивать хозяйство, вкладывать деньги в перспективное дело, но не гнаться за новым сломя голову, а сначала все детально продумать, взвесить, прикинуть. Мы строго руководствуемся здравым смыслом: жить по средствам. Посмотри вокруг – сполна ли используешь резервы, которые зачастую совсем рядом? Ни в коем случае не пренебрегай законами рынка, иначе он загонит тебя в угол. 

— И как, Григорий Арсентьевич, эта жесткая наука у вас реализуется на практике? 

— Она, если сказать образно, состоит из трех однозвучных слов: организация, инновации, модернизация. Слова, как видите, и не новые, но главное – какая в них конкретика, какие ставятся цели и задачи с учетом сегодняшних требований. Пришло время, когда мы увидели: из того оборудования и технологий, которые были задействованы раньше, выжали все. Необходимы новые финансовые вливания, которые позволят подняться нам на очередную, более высокую ступень в нашем развитии. В прошлом году в основной капитал райпо мы вложили 3 миллиарда 83 миллиона рублей. Большая сумма — в ней собственные средства, банковские кредиты, деньги из инновационного фонда Белкоопсоюза. 

В прошлом году построен современный мини-магазин в деревне Дуниловичи, что позволило дополнительно получить 15 миллионов рублей товарооборота, а также полностью удовлетворить спрос местных покупателей. В рамках программы возрождения села отработаны торговые предприятия в агрогородке СПК «Комайский». 

Сейчас в райпо – 95 магазинов торговой площадью 11 687 квадратных метров. Это свыше 271 квадратного метра в расчете на тысячу жителей при нормативе государственных социальных стандартов в 260 кв. м. Да, наши торговые предприятия преобразованы в современные по технологиям, удобные для покупателей.

Но в районе аж 360 малонаселенных пунктов, в которых нет стационарной розничной сети. И проживает там ни много ни мало, а  около 7 тысяч человек.  Большинство в преклонном возрасте, здоровье подорвано, дети разъехались. Оставить их один на один с проблемами и заботами, без продуктов? Ни в коем случае. Туда регулярно приезжают автомагазины, доставляют все необходимое, в том числе и по предварительным заявкам. И хотя такая разъездная торговля для райпо накладная, но ее не сворачивают, убытки компенсируют за счет других позиций. 

Торговлю удачно дополняет общепит. В его системе – 23 предприятия на 1800 мест, 4 магазина-кулинарии; цеха – три кондитерских, полуфабрикатов, кулинарный. В расчете на тысячу жителей обслуживаемого населения приходится почти 17 посадочных мест при нормативе 15. 

За прошлый год розничный товарооборот, включая общепит, составил свыше 40 миллиардов рублей (в абсолютной сумме первое место среди районов области). Рост по всему обороту – 113 процентов. В общем объеме товарооборота района на долю потребкооперации приходится почти 56 процентов. 

— Григорий Арсентьевич, какое место в вашем райпо отводится заготовительной отрасли? Что она сейчас собой представляет? 

— Вопрос стоит четко и однозначно: все излишки сельхозпродукции и сырья, которые сельчане готовы продать, необходимо вовремя закупить. Тем самым потребкооперация за счет местных источников, которые самые дешевые, пополняет свои товарные ресурсы, а наш общий обеденный стол становится богаче и разнообразнее. 

Следует отметить, что за время, как республиканскую потребкооперацию возглавил Владимир Викторович Кулешов, заготовительная отрасль совершенно преобразилась. Потому что здесь не только строгий спрос, но и конкретная нам помощь. В нашем райпо создана надежная материальная база заготовок. Модернизированы хранилища для овощей, фруктов, засольный цех. Приобрели финский холодильник на 500 тонн, к нему пристроили бойню,  колбасный цех. Мощные склады вторсырья, пушнины, скотобойный пункт. Имеем подсобное хозяйство по откорму крупного рогатого скота. 

Заготовки ведут 9 пунктов, 20 разъездных заготовителей. А также 20 магазинов, при которых создано 20 центров кооперативных участков. 

— А как вы работаете с крестьянскими подворьями? 

— Тут у нас связи самые тесные. Наши люди еще в начале года обходят все подворья, чтобы знать, что могут летом или осенью продать сельчане. Заключаем договоры. Этой весьма эффективной, полностью оправдавшей себя на практике формой работы мы охватили свыше 90 процентов всех подворий. 

Есть еще один весьма щедрый местный источник пополнения товарных ресурсов – лес. Наши сельчане очень трудолюбивы, они успевают отработать и в общественном хозяйстве, и свое подворье содержат в порядке, и не упустят ягоды, грибы в лесу. Здесь выгода двойная. Сдавая нам дары природы, люди пополняют свой семейный бюджет. Райпо же, используя столь дешевый источник ресурсов, поднимает свою экономику. 

Заготовительный оборот райпо в прошлом году составил 6 миллиардов 215 миллионов рублей. Почти 36 процентов его приходится на закупки у населения. И такая тенденция нарастает. 

В местных магазинах, в столовых и кафе людям предложат такие деликатесы, что пальчики оближешь. Они не привозные, а собственного производства. Четыре года подряд на конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь» 9 наименований продукции колбасного цеха райпо удостаиваются звания лауреатов. Отменные копчености, сделанные по старым народным рецептам при новейшей технологии, обязательно в меню участников Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске». И артисты, в том числе и очень капризные, избалованные москвичи, по достоинству оценили эту вкуснятину. 

— Наша кооперативная промышленность, — говорит Григорий Левковец, — выпускает 330 наименований собственной продукции. Одних только хлебобулочных изделий 92 вида. Приоритетное направление  — обновление и модернизация материально-технической базы предприятий, дооснащение их современным технологическим оборудованием. 

К примеру, полностью перестроили хлебозавод. Рыбный цех – 20 видов продукции – один из лучших в Белкоопсоюзе. Современная котельная раньше работала на мазуте, сейчас перевели на опилки, значит, экономия энергоресурсов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter