В Совете Республики обсудили, как отучить белорусов от сквернословия

Слова и мысли должны быть чистыми

В школах и вузах — новый факультатив, в СМИ — социальная реклама: в Совете Республики обсудили, как отучить белорусов от сквернословия

Раньше матерные слова считались чем-то крайне постыдным, а человека, их произносящего, надолго могли окрестить невежей и хамом. Не сказать, что сегодня отношение к ругательствам кардинально изменилось, но все же косых взглядов в сторону сквернословов стало меньше. Кто-то может оправдаться: а как без острых словечек донести свои бурные эмоции? Тут самое время процитировать Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий русский язык». Остается только добавить: пользуйтесь. А как мотивировать людей отучиться от бранных слов в пользу красивой речи и почему это важно, священнослужители и эксперты обсудили в Совете Республики. 

А надо ли?

Такой, кстати, весьма резонный вопрос могут задать наши читатели, узнав о теме круглого стола. Звучит она так: «Чистота слова — чистота души». Современный темп жизни практически заставляет нас все время куда-то мчаться — из-за этого на многое мы не обращаем внимания. Особенно на то, какие слова используем, когда разговариваем или переписываемся в мессенджерах. Мысль ясна? Ну и хорошо. А уж каким способом ее донесли — дело десятое. 

Первым о проблеме сквернословия заговорило наше духовенство: оно и понятно, обсценная лексика ну никак не коррелируется с идеями православия (да и нормами культуры тоже, что тут таить). По словам председателя Совета Республики Натальи Кочановой, именно митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Вениамин попросил провести этот круглый стол по вопросам чистоты слова. На предложение тут же откликнулись — мероприятие собрало 29 участников.


— В последнее время сотрудничество Белорусской православной церкви и государственных органов выходит на новый уровень, — подчеркнула Наталья Кочанова. — Мы вместе решаем вопросы, которые беспокоят людей и влияют на развитие общества. Раскрываем такие понятия, как доброта, порядочность, честность. Буквально недавно проводили совместное заседание президиума БПЦ, посвященное проблемам наркомании и алкоголизма. А сейчас владыка Вениамин обратился к нам с просьбой провести круглый стол.
Можно было бы сказать, что эта проблема стоит не так остро, но она действительно имеет место быть. Важно,  как люди общаются между собой, умеют доносить мысли через слова — это характеризует уровень развития общества. 
Председатель Совета Республики напомнила, что события прошлого года показали, как люди порой забывали придерживаться культуры поведения и норм общения:

— Это было страшно. Страшно, когда человек переставал понимать, что говорит и к кому обращается. Наша работа в этом направлении должна вестись комплексно, поэтому в собрании участвуют руководители министерств и ведомств, члены Совета Республики, представители общественных организаций. Мы вместе должны давать оценку негативным проявлениям. И название круглого стола символичное — «Чистота слова — чистота души». А еще более символично, что наше собрание проходит в Год народного единства. Хотелось бы выработать определенные подходы, чтобы мы могли учитывать их в своей работе во благо народа, страны и общества. 


Почему люди используют обсценную лексику, как улучшить свою речь и, самое главное, как отучить от мата детей и подростков? Шестеро спикеров высказали свои мнения, но сошлись в главном: любой пример заразителен, поэтому и родители, и учителя должны следить за общением школьников, мягко объясняя, почему сквернословить — плохо.
— Миссия слова — благословлять, радовать, дарить добро. Но брань приносит в мир зло, разрушает внутренний мир человека, — уверен владыка Вениамин. — Мы ратуем прежде всего за то, чтобы скверное слово не присутствовало в обществе. В Священном Писании сказано, что даже за каждое праздное слово человек должен будет дать ответ перед Богом, а что уж говорить о сквернословии. Этот вопрос нужно решать сообща с помощью государственных структур, общественных объединений. 
Митрополит отметил, что проблема бранных слов не зависит от возраста: порой даже дети, сами того не понимая, подражают старшим и употребляют эти слова в песочнице. 

Духовный иммунитет

Увы, уровень культуры речи сегодня продолжает оставаться низким, — таким мнением поделился иерей Андрей Ломакин, зампредседателя Синодального информационного отдела БПЦ. По его словам, ненормативной лексикой пользуются многие, но в особенности дети и подростки:


— К сожалению, в молодежной культуре употребление бранных слов нередко воспринимается как позитивная черта, признак современности, нахождения в тренде. Но в православной традиции маты называются сквернословием и считаются большим грехом. Более того, существует мнение, что брань притягивает к человеку нечистую силу. 

Священнослужитель задался вопросом: что же делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? 

— Как бы ни велика казалась проблема, существуют вполне конкретные шаги по ее решению. И это в первую очередь добрый пример. Если ругаться матом неправильно, то как тогда правильно? В этом плане СМИ и соцсети — идеальное пространство для демонстрации доброго примера, высокой культуры речи. Среди подростков огромное количество думающих людей, им важно видеть альтернативу. Яркие личности в медийном пространстве — а сегодня эта роль перешла к блогерам — самые очевидные претенденты на популяризацию культуры языка. Огромную роль играет и семья, которая должна иметь на ребенка еще более мощное влияние. 

Слово — это не просто сообщение или звук, а действительная сила, способная как преобразить человека, так и погубить его. С этим высказыванием протоиерея Сергия Мовсесяна, секретаря Церковного суда БПЦ, согласились абсолютно все участники круглого стола:
— Матерясь, кощунствуя, человек возбуждает в слушающем сильные чувства: гнев, страх, обиду, злость. Они парализуют разум, лишают возможности вдуматься в смысл произносимых выражений. Человек становится бессловесной скотиной, которая реагирует на окрик, кнут. Или даже вещью, объектом манипуляции.
Вспомним, что Господь говорит об этом: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». 

Батюшка заметил, что разрушительная речь необязательно должна быть нецензурной: часто в интеллигентных семьях люди язвят, употребляя вполне приличные слова «ты же у нас такой умный», «ты же такой занятой», «такой верующий», при этом смысл очевидно бранный — слушатель понимает, что его обвиняют в глупости, безделии:

— Чистой речи мы можем и должны учиться у Бога: как он открывает себя в слове, преображающем людей любовью. По сути, все сказанное сводится к тому, что нам нужно христианство, а точнее, нам нужно быть христианами. Это значит строить правильные, добрые отношения с Богом и людьми: отношения, которые рождаются в мыслях, выражаются в словах и делах. Тогда все наши частные инициативы по преодолению сквернословия будут укладываться в стратегическую перспективу жизни в добре.

Говорит закон

Духовная составляющая — это, конечно, важно. Но когда людям недостаточно аргументов, на авансцену выходит закон — а именно КоАП. В нем прописаны совершенно конкретные правила поведения и такие же реальные меры наказания. Подробнее на этом остановился Юрий Назаренко, первый замминистра внутренних дел:

— Иногда недомолвки принимают вид тотального троллинга, могут выражаться в хамском поведении. В таких случаях стоит вопрос, какие меры принять и каким образом предотвратить возникновение конфликтов и их последствий.
Например, оскорбление представляет собой умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Ответственность за это установлена частью 1 статьи 10.2 КоАП и предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 30 базовых величин (870 рублей). На практике ежегодно к ответственности за такие правонарушения привлекается свыше 5 тысяч человек.
Что же касается сквернословия, к сожалению, оно стало своего рода бытовым явлением. Раньше нецензурная брань в общественном месте признавались административным правонарушением — мелким хулиганством. Но с либерализацией законодательства в 2018 году такое деяние как самостоятельная разновидность мелкого хулиганства из административного кодекса исключено. 

Несмотря на это, сегодня матерные слова могут расценить как, к примеру, оскорбительное приставание к гражданам. В таком случае нарушителю грозит наказание: от штрафа от 2 до 30 базовых величин (58—870 рублей) и общественных работ до административного ареста. 

Не стоит забывать и о том, что милиция отслеживает разговоры в сети — даже когда пользователь думает, что благодаря выдуманному нику находится в полной безопасности. В новом КоАП выделены отдельные части статей, предусматривающие повышенную ответственность за оскорбления в чатах, блогах и так далее. Человеку могут выписать штраф до 200 базовых величин (5800 рублей) либо его арестовать. С момента вступления в силу нового кодекса (с 1 марта этого года) к административной ответственности по этим статьям привлекли более 160 граждан.

Территория, свободная от мата

И снова возвращаемся к подросткам: участники круглого стола убеждены, что в их воспитании большую роль играет школа. Александр Кадлубай, замминистра образования, уверен: 

— Именно на уроках языка и литературы обогащается словарный запас детей, развивается диалогическая и монологическая устная и письменная речь. В содержание учебных предметов «Русский язык», «Белорусский язык» с 5-го по 11-й классы входят такие разделы, как «Культура речи», «Текст», «Стили речи». Также в пособиях есть интересные упражнения, помогающие овладеть нормами литературного языка. Большую помощь в преодолении сквернословия оказывают и уроки литературы. Художественные произведения классиков — эталон правильной, богатой и выразительной речи. Анализ текста, диалогов героев позволяет увидеть, осмыслить и «присвоить» образцы вежливого выражения мыслей и чувств.
Культура общения формируется и во время факультативов. Например, ученикам 8—11-х классов преподают основы современного этикета. На создание красивой речи направлены факультативы: «Кладовая слов русского языка» (5-й класс); «Культура речи» (10-й класс); «Правильность речи», «Современная риторика» (11-й класс) и другие. А в программе факультатива «Духовно-нравственное воспитание и патриотизм» рассматривается влияние слова на духовный мир человека.
Замминистра напомнил, что в каждом учреждении образования есть правила внутреннего распорядка. В них прописывается обязательное соблюдение норм морали и этики поведения в отношениях между собой и со старшими, запрещается употребление непристойных выражений и жестов. Обращают внимание и на качество речи педагогов — оно оценивается во время проведения региональных и республиканских конкурсов мастерства, например «Учитель года».

— Кроме того, разработаны этические правила педагогических работников, которые основаны на положениях Конституции, Кодекса об образовании, Трудового кодекса, а также общепризнанных нравственных принципах, традициях национальной культуры и системы образования. Эти правила гласят, что учителя должны обсуждать проблемы педагогической сферы в уважительной форме, спокойно воспринимать критику, не допускать оценок и высказываний, унижающих честь и достоинство коллег, обучающихся и их родителей.

Своим мнением по теме поделился и Василий Стариченок, декан филфака ­­­БГПУ. Предварительно он разобрался в причинах низкого уровня грамотности и пришел к таким выводам:

— Сегодня студенты и школьники мало пишут: эпистолярный жанр практически не используется. Кроме того, ребята мало читают, а ведь читающий человек иначе мыслит, обладает большим словарным запасом, более правильно, логично и аргументированно выражает свои мысли. Еще одна из причин низкого уровня культуры речи — то, что молодежь мало говорит. Редко можно услышать красивую, интонационно выверенную, грамматически и логически правильную речь. По опыту скажу: студенты на занятиях стараются отмалчиваться, преподавателю приходится выуживать слова, четко характеризующие какое-либо явление, описывающие события и факты. 

По мнению эксперта, влияние на состояние речевой культуры оказывают СМИ, соцсети и даже музыка:

— Ненормативная лексика проникла в литературу, кино, многое идет из шоу-бизнеса. В стилистической системе языка образовалась новая подсистема — общенациональный сленг, занимающий место между разговорной и сниженной лексикой. Печальная тенденция последнего времени — привычка употреблять нецензурные выражения мимоходом, без причины, «для связки слов».
В современном обществе сквернословие можно назвать и рассматривать как оружие слабых, некое подобие компенсации за невозможность ответить обидчику более ощутимыми методами. Употреблять ругательства — значит расписаться в собственной беспомощности, отсутствии культуры и бедности словарного запаса. 

Как изменить ситуацию?

По итогам работы круглого стола эксперты выработали некоторые рекомендации. Но прежде Наталья Кочанова подчеркнула: 

— Для общественности тут большое поле деятельности. Не начнем заниматься проблемой сквернословия комплексно, ничего не получится. А это напрямую касается развития общества, нашей культуры, поведения, в целом вопроса настоящего патриотизма.

Итак, что же предлагается сделать? 

Минобразованию — подумать над созданием курса «Культура речи и речевой этикет» и внедрить его во все учреждения образования. Кроме того, ввести темы по профилактике ненормативной лексики в программу факультатива «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Включить в мероприятия в рамках проекта «ШАГ» темы по эстетике общения в молодежной среде. Провести республиканский круглый стол «Экология слова в электронной речевой среде» и международный конгресс «Речевая культура и межъязыковые коммуникации». А также определить учреждения педагогического образования «пространством чистой речи».

Мининформации — подготовить видеоролики, направленные на профилактику и искоренение сквернословия, и социальную рекламу для размещения в СМИ, соцсетях, на баннерах.

Национальной академии наук — включить в тематику научно-исследовательской работы в социально-гуманитарной сфере изучение проблемы обсценной лексики и вербальной агрессии как социального явления.

glishko@sb.by

Фото БЕЛТА. Рисунок Олега КАРПОВИЧА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter