В Купаловском театре прошли первые «Музыкальные вечера». Чем интересен новый проект и при чем здесь фотограф Петр Шумов

Слова и музыка

8 солистов, посвящение выдающимся купаловцам и соль второй октавы Павлинки: накануне начала сотого, юбилейного, театрального сезона Национальный академический театр имени Янки Купалы подготовил необычную премьеру — музыкальную. В Каминном зале прошли первые «Музыкальные вечера» — путешествие во времени под композиции из культовых спектаклей, которые в разные годы шли на старейшей сцене страны.


Из декораций — камерная обстановка и тяжелые портьеры на окнах. Центральное место в Каминном зале — для оркестра с Владимиром Курьяном во главе. Музыка работает машиной времени и отправляет слушателей на 19 лет назад. Немногие сегодня помнят, но один из самых знаковых для театра музыкальных фрагментов — из легендарной теперь уже «Паўлінкі» — вновь зазвучал с оркестром лишь в 2000 году. До этого артисты некоторое время выступали под фонограмму. Новую аранжировку партитуры Евгения Тикоцкого, написавшего к спектаклю музыку, почти два десятка лет назад сделал заведующий музыкальной частью театра дирижер Владимир Курьян. Он же стал одним из авторов «Музыкальных вечеров в Купаловском».

— Особенность проекта в том, что здесь нет никакой элект­ронной музыки, никаких подзвучек. Только чистый, натуральный, как я его называю, звук. При этом пока наши «Музыкальные вечера» остаются экспериментом. Начали мы таким образом — сыграли музыку из постановок «Гаральд и Мод», «Тут і там», «Ідылія», «Паўлінка», «Местачковае кабарэ», пригласили спеть Екатерину Алейникову. Но будем ли мы дальше сотрудничать с артистами-вокалистами или привлекать другие коллективы, покажет время. Если графики музыкантов будут позволять, то мы рассмотрим вопрос сотрудничества. Потому что совершенству, как известно, нет предела.

Неизменное требование ко всем Павлинкам — умение брать соль второй октавы. Это самая высокая нота во всей вокальной партии главной героини. Актриса Екатерина Алейникова играет Павлинку на сцене Купаловского уже 6 лет. Правда, сейчас 31-летняя артистка, ставшая специальной гостьей первого «Музыкального вечера», взяла в театре небольшую паузу. Связана она с новой для Екатерины ролью: 5 месяцев назад актриса стала мамой. Поэтому приглашению выступить на концерте, признается, удивилась, но приняла с восторгом и благодарностью:


— Одно дело — быть поющей актрисой. Здесь для меня нет ничего нового, я пою во всех спектаклях с музыкальными номерами, в свое время окончила академию искусств по специальности «Актерское мастерство музыкального театра». Совсем другое дело — выйти к зрителям в качестве вокалистки в камерном проекте, рассчитанном на высокую и взыскательную публику. Конечно, я волновалась. Но в зале вместе со зрителями меня поддерживали любимые мужчины: муж и сын Илья. 

Проводить «Музыкальные вечера в Купаловском» генеральный директор театра Павел Латушко планирует на постоянной основе, ориентировочно раз в месяц по понедельникам начиная с нового сезона. При этом одним Каминным залом новый проект не ограничится, произведения из спектаклей будут звучать и на других площадках театра. Есть у Павла Латушко и другие предложения: 

— Например, думаем над идеей посвящать концерты знаменитым деятелям искусств, которые в разные годы служили своим творчеством Купаловскому театру. В юбилейном, сотом по счету сезоне такое посвящение им нам кажется актуальным и символичным. 

Еще один бонус, который стал доступен гостям премьерного вечера, — выставка «Петр Шумов. Возвращение домой» с работами известного белорусского фотохудожника. В 1920-е годы он снимал в Париже Марка Шагала, Льва Бакста, Владимира Маяковского, Марину Цветаеву, Клода Моне, Игоря Стравинского и других выдающихся деятелей искусств, чьи черно-белые портреты украсили театральные коридоры и органично дополнили первые «Музыкальные вечера в Купаловском». 

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter