Слон или Осел?

О выборах президента в США

Сегодня в США пройдут выборы президента, который вступит в должность в полдень 20 января следующего года. Это 56–е выборы в истории Соединенных Штатов, а следующий президент будет 44–м по счету.


Хотя в Америке и выбирают федеральную власть, каждый штат там имеет свою систему голосования, свои избирательные машины, технологии, счетные комиссии. Формально в этот день выбирают не самого президента, а лишь выборщиков от каждого штата (количество выборщиков от конкретного штата равно совокупному числу членов палаты представителей и сената США от этого штата), которые потом и должны проголосовать за определенного кандидата. Так что избирателям надо определиться, какому именно списку выборщиков — от демократов или республиканцев — они отдают предпочтение. В сумме в коллегии выборщиков 538 человек (3 из них от федерального округа Колумбия, не представленного в конгрессе), чтобы стать президентом, надо набрать голоса минимум 270 из них.


В США и в других странах сложился консенсус, что победа демократа Обамы предрешена. Как считают эксперты, она может сочетаться не просто с завоеванием демократами контроля над конгрессом (он и так уже имеется), а с получением ими подавляющего большинства в обеих палатах.


Похоже, руководство Республиканской партии США накануне голосования уже не верило в успех Маккейна. Во всяком случае, в лагере республиканцев в отличие от демократов не было заметно воодушевления. Партийная верхушка намерена встретиться в штате Вирджиния через несколько дней после 4 ноября, чтобы обсудить способы переустройства партии, которая, по прогнозам, потерпит поражение.


Правда, сюрпризы все же не исключены. Обозреватели не случайно упоминают скрытый расизм белых американцев, который не демонстрируется, скажем, во время опросов, но может обнаружить себя как раз в момент голосования. А предрассудки в Соединенных Штатах живучи. Вспомним, например, что только на 172–м году истории президентских выборов США президентом впервые был избран католик (Джон Кеннеди).


И все же вероятность того, что у руля правления в США окажется политик с афроамериканскими корнями, действительно очень высока. Как заметил комментатор английской «Файнэншл таймс» Ю.Мартин, «гениальность кампании Обамы в том, что он не угрожал почти никому в дополнение к тем, кто и так уже был напуган самим его существованием». В этом случае очевидное тяготение американцев к переменам, новым веяниям, мастерски уловленное Обамой и сделанное им лейтмотивом своей кампании, получит убедительное, зримое подтверждение.


А религиозным и политическим экстремистам в исламском мире будет гораздо сложнее обличать «сатану» в лице США, если администрацию этой страны возглавит темнокожий американец, полное имя которого Барак Хусейн Обама.


Конечно, для самих американцев приоритетными являются внутренние экономические проблемы, у многих за океаном недавние потрясения на рынках вызвали тревогу и смятение. Поэтому обычные пункты предвыборной программы кандидатов — здравоохранение, образование, вопросы семьи и брака, иммиграции — в последние дни в значительной мере уступили место мерам по спасению американской экономики, финансовой стабилизации.


Однако и международный контекст избрания нового президента США, безусловно, исключительно важен. С этим событием во всем мире связывают надежды на радикальное изменение американского внешнеполитического курса, который за время правления Буша оказался полностью дискредитированным.


В Европе надеются на то, что приход в Белый дом команды Обамы позволит выправить трансатлантические отношения, восстановить баланс и доверие, подорванные односторонними, крайне противоречивыми и недальновидными действиями США на международной арене.


В Москве ожидают, что новый хозяин Белого дома придаст импульс развитию российско–американского сотрудничества, фактически свернутого и замороженного после августовских событий.


В Беларуси также надеются, что вслед за политическим сдвигом в Вашингтоне проявит себя более трезвый, вдумчивый и перспективный курс в отношении нашей страны, который дополнил бы уже обозначившийся интерес со стороны Брюсселя к развитию продуктивного диалога и разносторонних контактов с белорусским руководством. Минск достаточно четко и определенно просигнализировал о своей готовности открыть новую страницу в отношениях не только с Европейским союзом, но и с Соединенными Штатами.


Напомним, что в политическом обиходе демократов в США называют «ослами», а республиканцев «слонами». В этом нет ничего обидного, просто такова традиция. Итак: Слон либо Осел? Вот в чем вопрос.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter