Слишком много платников. И дипломов

«Докторам хорошо, а рабочим — лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат»
«Докторам хорошо, а рабочим — лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат». Эти строки Владимир Маяковский написал  в 1928 году. Удивительно, но и спустя 88 лет поэтическая строфа актуальности не потеряла. Рабочие кадры в ХХI веке в дефиците. Это общемировая тенденция. «Белых воротничков» в полтора раза больше, чем вакансий. А хорошего рабочего, бывает, днем с огнем не сыскать. Как сделать профессиональное образование популярным?

В том числе и об этой проблеме шла речь на итоговой коллегии Министерства образования. Руководитель ведомства Михаил Журавков потребовал от ПТУ и ссузов разработать конкретную программу действий: нужно возродить интерес к рабочим специальностям. Предложение резонное. Ведь не первый год подряд в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях встает вопрос: кого учить? Количество абитуриентов, желающих грызть гранит науки в училище или колледже, меньше, чем мест, определенных правилами приема. ПТУ и ссузы, чтобы поскрести по сусекам и заполнить учебные «вакансии», уже традиционно продлевают сроки приема документов.

В нынешнюю вступительную кампанию так сделали 154 учреждения профтехобразования. В шорт-лист непопулярных профессий у абитуриентов попали машиностроители, швеи, каменщики, бетонщики, арматурщики. Кстати, в минских ПТУ заполняемость учебных мест была на уровне 91,4 процента. Зато охотно молодые люди шли на автослесарей, парикмахеров, плиточников-облицовщиков. Даже конкурсы в иных колледжах образовались по некоторым позициям.

О чем говорят цифры? Абитуриентов тянет к специальностям, которые, по их мнению, и хорошо оплачиваемые, и более современные. Есть перспектива после получения диплома? Значит, со временем можно заработать нормальные деньги. Другое дело — раскрутить, распиарить именно те профессии, на которые недобор. Ведь контрольные цифры, которыми руководствуются ПТУ и ссузы, производя наборы, определяют исходя из потребностей народного хозяйства в рабочих того или иного профиля на перспективу.

Аграрные колледжи (их в стране 26) в этом отношении во вступительную кампанию 2015 года сработали лучше, чем в 2014-м. План приема на дневную бюджетную форму выполнен вовремя. Осваивать рабочие сельскохозяйственные профессии приступили с 1 сентября почти четыре тысячи ребят.  Любопытно, что на 15—20 процентов снизилось количество поступающих выпускников 11-х классов. Это означает, что в аграрные ссузы шли целенаправленно — за рабочей профессией, а на техника-механика и техника-электрика даже конкурсы были.

Соглашусь, в этом случае сработала профориентация, которой в последнее время занялись вовсю аграрные ссузы. Научились крутиться. Рейтинг сельскохозяйственных специальностей в глазах абитуриентов традиционно низкий, а рекламировать их надо. Причем активно — с выездами в школы, экскурсиями на производства, встречами с влиятельными людьми из АПК...

Но, сдается мне, этого недостаточно. Полагаю, пришло время пересмотреть пороговые значения ЦТ и количество платных мест в вузах. Сразу бы отсеялось приличное количество троечников, которым можно было предложить пойти на рабочую специальность. Такие абитуриенты еле сдают сессии, покупают курсовые и дипломные работы, а затем, покинув вуз с заветной корочкой, долго не могут найти место по специальности. Наглядный пример — моя родственница. Пять лет юрфака, а в итоге зарабатывает в месяц два с половиной миллиона рублей продавая какую-то дребедень на рынке. Была бы, скажем, парикмахером, имела бы куда больший доход и на хлеб с маслом хватило бы. 

Не один год эксперты в сфере образования спорят, какова оптимальная пропорция между поступающими в вуз и поступающими в ссуз или ПТУ? Соотношение в нашей системе образования на сей день такое: 40 к 60. Этот баланс близок к оптимальному, как в Европе — 30 к 70. Поэтому совершенно логично было вузам перестать плодить никому не нужных специалистов. Глядишь, и престиж вузовского диплома повысится, а экономика насытится рабочими кадрами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter