В День Победы советского народа в Великой Отечественной войне Президент возложил венок к обелиску Победы в Минске

Слишком глубока эта память, чтобы ее потерять

Эта традиция продолжается из года в год. В День Победы советского народа в Великой Отечественной войне Президент возлагает венок к обелиску Победы в Минске. Общается с ветеранами, аккредитованными в стране дипломатами, а в финале мероприятия — с журналистами. Отвечая на вопросы репортеров, Александр Лукашенко затронул ряд важных тем.

фото белта.

О формате праздника

— Некоторые мне вопрос задают: почему нам запретили с портретами наших родных, погибших прийти и пройти? Так вот запомните: в Беларуси никогда никто святое не запрещает и запрещать не будет. Если кто–то хочет, чтобы мы вернулись к старому формату, как когда–то делали — шли с ветеранами войны до памятника с портретами, потом по всему миру этот так называемый «Бессмертный полк» прошел. Это было давно у нас. Но ветераны попросили: мы идти уже не можем. Предложили им: давайте провезем. Нет, говорят, на автомобилях не хотим. Пока мы живы, сделайте так, чтобы нам было удобнее. Так попросили ветераны. Но если народ просит снова пройти с портретами, с флагами — в будущем году мы это организуем. Только не надо это политизировать и заявлять, что мы чуть ли не что–то запрещаем. В Беларуси этого никогда не было и не будет. Каждый вправе почтить память своих героев, пройтись там, где он считает нужным, с портретом и возложить цветы. Это великое. Это святое. Это будет всегда в Беларуси.

Об исторической памяти

— Пока мы будем создавать фильмы, пока будем писать книги, читать стихи и прозу о войне, пока мы в детских садах будем разучивать стихи и петь военные песни, пока в школьных программах, в программах наших вузов будет эта тема, как сегодня, освещена абсолютно честно и откровенно, мы память о войне не потеряем. Плюс наши традиции. Нас трудно в чем–то упрекнуть. У нас традиционно 9 Мая — возложение венков, на День Независимости — парад, опять же, возложение венков, торжественное собрание. Это уже в крови у нас — белорусов. И пока мы эту политику будем продолжать, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, все войны, которые прокатились через Беларусь, останутся у нас в памяти. Их забыть мы не можем. Я всегда вспоминаю эти войны: в 1812 году, Первая мировая война, Вторая мировая. Это что, наши войны? Они нам были нужны? Нет. Но мы всегда теряли треть — половину своего населения. Разве мы можем это забыть? Слишком глубока эта память, чтобы ее потерять. Я думаю, это невозможно при любой власти.

Об обороноспособности

— Я не могу милитаризировать экономику. Это дорого потом обходится. Милитаризация экономики — это не просто фраза, тезис. Милитаризация экономики — это заводы, фабрики и люди с военным мышлением, производящие военную продукцию. Что будем делать тогда, когда она будет не нужна? Надо об этом думать. Это первое. Второе. Нам сегодня не до жиру. Люди живут под мирным небом, и нам хотелось бы, чтобы люди жили достойно. Мы не можем огромные деньги бросать на содержание вооруженных сил. И третье. Наша доктрина не основывается на захватнической какой–то войне. У нас абсолютно оборонная доктрина, и сутью ее является нанесение нашему противнику, если вдруг кто–то рискнет с нами воевать, неприемлемого ущерба. То есть если ты где–то в штабе, в каком–то государстве задумал устроить войну против Беларуси, ты должен понимать, что получишь серьезнейший ответ, который для тебя будет неприемлем. Тебе мало не покажется. На это денег у нас хватает. И мы тратим столько, чтобы выполнить эту задачу. И потом, деньги — большое дело, но не главное. Побеждает всегда народ. А техники и оружия для того, чтобы защитить нашу страну, у нас достаточно. Мы это демонстрировали и на учениях, и на парадах. Так будет всегда.

фото артура прупаса.

О встрече с Владимиром Путиным и диалоге с Россией

— Встреча состоится ориентировочно 14 мая. Буквально днями. Мы уже об этом договорились. В июне мы планируем провести заседание Высшего государственного Совета (Союзного государства Беларуси и России. — Прим. ред.). Я думаю, где–то в третьей декаде. Число определим, но уже тоже в наших графиках — и Президента России, и в моем — это заседание в Минске числится. Мы об этом договорились еще до президентских выборов (в России. — Прим. ред.). Что касается наших отношений, по крайней мере, наша политика в отношении России не изменится. Вы знаете ее. Вы знаете принципы этой политики — идейные, моральные, духовные. Это наши братья. Родные братья. И мы не собираемся ссориться со своими братьями. Если Россия решит пойти дальше, милости просим. Мы готовы углублять наше сотрудничество. Мы за кооперацию экономик. Мы за единый рынок в экономике. Мы за то, чтобы у нас не было этих глупых разногласий типа «молочных», «мясных», «сахарных» войн. Поэтому честно скажу: все зависит от России. Насколько Россия сегодня готова, учитывая наши интересы, следовать курсу интеграции. Будет там больше прагматизма или меньше — время покажет. Я думаю, и сегодня наши отношения не лишены прагматической основы. И Россия видит в сотрудничестве с Беларусью определенный прагматизм, то же самое и мы. Но замыкаться и останавливаться на этом уровне или на сотрудничестве только с Россией, я уже говорил, это неправильно. Мы проводим ту же политику, что и Россия, — диверсифицируем наши отношения. Прежде всего экономические отношения. Это будет в основе нашего разговора. Предложила провести эту встречу российская сторона. Я, конечно, буду с интересом ее ждать, и хотел бы услышать, может, есть какие–то вопросы и у Российской Федерации. Мы же тоже не святые. Могут быть и к нам вопросы. А, может, и претензии. Мы готовы за столом переговоров их обсуждать. Но в том, что у нас будет порядок и нормальные отношения с Российской Федерацией, можете нисколько не сомневаться.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter